Gnome: ввод символов по коду
Большинство опытных пользователей Windows знают про возможность ввода символа по его коду: Alt-[номер на дополнительной клавиатуре]. Самые опытные знают, что поведение различается у юникодных и неюникодных программ (юникодные хотят двухбайтный код, неюникодные — код в текущей кодировке). Особенно приятно пользоваться этим методом на ноутбуках, где дополнительная клавиатура либо отсутствует, либо доступна с использованием регистра Fn.
Большинство пользователей линукса знают о Compose key. И о том, что с её помощью можно вводить часто необходимые знаки, такие как кавычки-ёлочки (« == Compose < > ), тире (— = Compose —), символ параграфа (§ = Compose s o), всякие умляуты и диакриты (àãå, Compose `a, Compose ~ a, Compose o a), символ фунта (£ = Compose L -), неразрывный пробел (Сompose и два пробела) и т.д.
Но иногда хочется вводить странные символы (например, Ѧ или забавные значки из раздела «различные символы» таблицы юникода: ☭, или даже символы других языков: シツ, あ, красивые нестандартные скобки: 【такие】 или 〘「такие」, или даже 《такие 》。
Есть унылый вариант — ковыряться в таблице символов. Интересно первые два-три раза. Дальше их хочется вводить быстрее. И этот метод есть: Ctrl-Shift-U — после этого удерживая шифт нужно ввести нужный код в шестнадцатиричном виде (т.е. 1 — 4 символа).
Сами коды можно посмотреть в той же таблице символов. Однако, метод работает только в gnome-приложениях (например, в опере с момента ухода с Qt она работать перестала). А в Inkscape оно работает даже интереснее — там после нажатия Ctrl-Shift-U в подсказке появляется будущий символ, и можно поправить опечатку в вводе кода символа.
Ввод Unicode — Unicode input
Ввод Unicode является вставкой определенного символа Unicode на компьютер пользователем ; это обычный способ ввода символов, не поддерживаемый напрямую физической клавиатурой. Символы Unicode могут быть созданы либо путем выбора их на дисплее, либо путем набора определенной последовательности клавиш на физической клавиатуре. Кроме того, символ, созданный одним из этих методов на одной веб-странице или документе, может быть скопирован на другой. В отличие от 96-элементного набора символов ASCII (который он содержит), Unicode кодирует сотни тысяч глифов (символов) практически со всего мира. письменные языки и многие другие знаки и символы, кроме.
Система ввода Unicode должна обеспечивать большой набор символов, в идеале все допустимые кодовые точки Unicode. Это отличается от раскладки клавиатуры, которая определяет клавиши и их комбинации только для ограниченного числа символов, подходящих для определенной локали.
Показанный инструмент отображения символов KCharSelect подмножество математических операторов Unicode
- 1 Числа Unicode
- 2 Доступность
- 3 Выбор на экране
- 4 Десятичный ввод
- 5 Шестнадцатеричный ввод
- 5,1 дюйма Microsoft Windows
- 5.2 В MacOS
- 5.3 В X11 (Linux и другие варианты Unix, включая Chrome OS)
- 5.4 В платформенно-независимых приложениях
Номера Unicode
символы Unicode выделяются кодовыми точками, которые условно представлены как «U +», за которым следуют четыре, пять или шесть шестнадцатеричные цифры, например U + 00AE или U + 1D310. Символы в Basic Multilingual Plane (BMP), содержащие современные скрипты, включая многие китайские и японские символы, и многие символы, имеют 4-значный код. Исторические шрифты, а также многие современные символы и пиктограммы (например, смайлики, смайлики, игральные карты и многие символы CJK ) имеют 5 -цифровые коды.
Доступность
Приложение может отображать символ, только если оно может получить доступ к font, который содержит глиф для символа. Очень немногие шрифты имеют полное покрытие Unicode; большинство из них содержат только глифы, необходимые для поддержки нескольких систем письма. Однако большинство современных браузеров и других приложений для обработки текста могут отображать многоязычный контент, поскольку они выполняют подстановку шрифтов, автоматически переключаясь на резервный шрифт, когда это необходимо для отображения символов, которые не поддерживаются в текущем шрифте. Какие шрифты используются для отката, и степень покрытия Unicode зависит от программного обеспечения и операционной системы; одни программы будут искать подходящий глиф во всех установленных шрифтах, другие — только в определенных шрифтах.
Если приложение не имеет доступа к шрифту, поддерживающему символ, этот символ обычно отображается в виде вопросительного знака, символа замены (U + FFFD) или шрифта Символ «.notdef. «. Современные реализации используют.notdef. для неподдерживаемых символов и заменяющий символ только для ошибок кодирования..notdef. часто отображается в виде пустого квадрата (получившего прозвище «тофу» в зависимости от формы), квадрата с крестиком на нем или квадрата с вопросительным знаком. В некоторых шрифтах для этой цели используются другие символы Unicode, например U + 25A1 □ WHITE SQUARE, U + 25AF ▯ WHITE VERTICAL RECTANGLE или для шрифтов CJK U + 3013 〓 GETA MARK.
Выбор на экране
Карта символов GNOME
Многие системы предоставляют способ визуального выбора символов Юникода. В ISO / IEC 14755 это называется методом выбора экрана.
Microsoft Windows предоставила Unicode-версию программы Character Map, появляющуюся у потребителя. редакция начиная с XP. Это ограничено символами в Basic Multilingual Plane (BMP). Символы доступны для поиска по имени символа Unicode, а таблица может быть ограничена определенным блоком кода.
Также доступны более продвинутые сторонние инструменты того же типа (известный пример бесплатного — это BabelMap, который поддерживает все символы Unicode).
В большинстве Linux окружений рабочего стола эквивалентные инструменты, такие как gucharmap (GNOME) или kcharselect (KDE) — доступны.
Десятичный ввод
Некоторые программы, работающие в Microsoft Windows, включая последние версии Word и Wordpad, может создавать символы из их кодовых точек Unicode, выраженных в десятичном формате и вводимых на цифровой клавиатуре с нажатой клавишей Alt . Например, знак евро € имеет шестнадцатеричный код 20AC, который в десятичном виде равен 8364, поэтому Alt + 8 3 6 4 создаст символ. Точно так же Alt + 1 2 0 1 3 2 создает символ с двойным зачеркиванием .
Десятичные кодовые точки в диапазоне 160–255 должны вводиться с ведущим нулем (так, чтобы была выбрана кодовая страница Windows ), и, кроме того, кодовая страница Windows должна быть настроена для соответствия Unicode (необходимо использовать CP1252 ). Например, Alt + 0 2 4 7 дает ÷, соответствующий его кодовой точке, но символ, созданный Alt + 2 4 7 , зависит от кодовой страницы OEM, например Кодовая страница 437 и может дать знак ≈.
В программах, в которых не работают коды Alt, превышающие 255, полученный символ обычно соответствует остатку, когда число делится на 256.
Текстовый редактор позволяет символы должны задаваться двухсимвольной мнемоникой (разработчики Vim ошибочно называют «диграфами» ). Установленный набор может быть дополнен пользовательской мнемоникой, определенной для произвольных кодовых точек, указанных в десятичной системе. Например, поскольку десятичное число 9881 равно шестнадцатеричному 2699, dig Gr 9881 связывает «Gr» с U + 2699 ⚙ GEAR.
См. ниже для использования десятичных кодовых точек в HTML.
Шестнадцатеричный ввод
В пункте 5.1 стандарта ISO / IEC 14755 описан базовый метод, при котором за начальной последовательностью следует шестнадцатеричное число, представляющее кодовая точка и конечная последовательность. В большинстве современных систем есть некоторый метод для имитации этого, иногда ограниченный четырьмя цифрами (таким образом, только Basic Multilingual Plane ).
В Microsoft Windows
Шестнадцатеричный ввод Unicode можно включить, добавив значение строкового типа (REG_SZ) с именем EnableHexNumpad в раздел реестра HKEY_CURRENT_USER \ Control Panel \ Input Method и присвоение ему данных значения 1 . Чтобы этот метод ввода начал работать, пользователям потребуется выйти и снова войти в систему после редактирования реестра. (В версиях, предшествующих Vista, пользователям необходимо было перезагрузить компьютер, чтобы он начал работать.)
Затем символы Unicode можно вводить, удерживая Alt и набирая + на цифровой клавиатуре, затем шестнадцатеричный код — используя цифровую клавиатуру для цифр от 0 до 9 и буквенные клавиши для A — F — и затем отпустите Alt . Это может не работать для 5-значных шестнадцатеричных кодов, таких как U + 1F937 .
UnicodeInput window
Если кто-то предпочитает не редактировать реестр или, как на многих ноутбуках, цифровая клавиатура недоступна, сторонняя можно использовать такое программное обеспечение, как UnicodeInput. Сценарии
AutoHotkey поддерживают замену символов Unicode для нажатий клавиш. Например, команда Отправить вставит длинное тире в текстовое поле в активном окне.
В некоторых приложениях (Word, WordPad и LibreOffice ) поддерживается более простой метод: сначала вводится шестнадцатеричный код символа (от двух до шести шестнадцатеричных цифр), затем набирается Alt + X , который заменит цифры на символ Юникода. Например, если ввести f1 и затем нажать комбинацию, появится символ «ñ». Если код не состоит из шести шестнадцатеричных цифр, ему не должны предшествовать цифры или буквы a – f, так как они будут рассматриваться как часть преобразуемого кода. Например, ввод af1 с последующим Alt + X даст » (U + 0AF1), но ввод a0000f1 с последующим Alt + X приведет к производить «ан».
В MacOS
должен быть включен шестнадцатеричный ввод Unicode. В Mac OS 8.5 и новее можно выбрать раскладку клавиатуры Unicode Hex Input; в OS X (10.10) Yosemite это можно добавить в Клавиатура → Источники ввода.
Удерживая нажатой ⌥ Опция , вводится четырехзначный шестнадцатеричный код Unicode, и появляется эквивалентный символ; затем можно отпустить кнопку ⌥ Option . Символы за пределами BMP (базовой многоязычной плоскости) превышают четырехзначный предел шестнадцатеричного механизма ввода Unicode, но могут быть введены с помощью суррогатных пар : удерживая нажатой клавишу ⌥ Option при вводе первого суррогата, + , второго суррогата, затем отпуская клавишу Option.
В X11 (Linux и другие варианты Unix, включая Chrome OS)
Во многих приложениях один или оба следующих метода работают для прямого ввода символов Unicode:
- Удержание Ctrl + ⇧ Shift и ввод u с последующими шестнадцатеричными цифрами, затем отпускание Ctrl + ⇧ Shift .
- Ввод Ctrl + ⇧ Shift + u , отпускание, затем ввод шестнадцатеричных цифр и нажатие ↵ Enter (или Пробел , или даже, в некоторых системах, нажатие и отпускание ⇧ Shift или Ctrl ).
Это поддерживается приложениями GTK и Qt и, возможно, другими. В Chrome OS это функция операционной системы.
В платформенно-независимых приложениях
- В Emacs, Ctrl + x 8 ↵ Введите или Meta + x insert-char .
- В LibreOffice 5.1 и новее, Метод Alt + X , описанный выше для Windows, работает.
- В версиях Opera, которые используют механизм компоновки Presto, то есть до версии 12.xx включительно, ввод шестнадцатеричного числа дези красный символ или символ, а затем нажмите Ctrl + ⇧ Shift + x (альтернативный ярлык Meta + ⇧ Shift + + x на macOS ).
- в в режиме вставки пользователь сначала набирает Ctrl + V u (для кодовых точек длиной до 4 шестнадцатеричных цифр; используя Ctrl + V ⇧ Shift + U дольше), затем введите шестнадцатеричное число желаемого символа или символа, и оно будет преобразовано в символ. (В Microsoft Windows может потребоваться Ctrl + Q вместо Ctrl + V .)
- в AutoCAD \ U2300 или три ярлыка %% c , %% d , %% p .
HTML
В HTML и XML, коды символов должны быть отображаются в виде символов с префиксом амперсанд и числовым знаком (#), за которыми следует точка с запятой (;). Кодовая точка может быть в десятичном формате или в шестнадцатеричном ; в последнем случае ему предшествует «x». Начальные нули можно опустить. Ряд символов может быть представлен именованным объектом.
Пример: в HTML / XML, знак авторского права © ( U + 00A9 ) может быть закодирован как:
- © (десятичная кодовая точка)
- © ( шестнадцатеричный код)
- © (имя объекта)
Это работает во многих частях программного обеспечения, которые принимают разметку HTML, например, Thunderbird и редактирование в Википедии.
См. также
- ASCII
- Digraph (программирование)
- AltGr key
- Compose key
Ввод специальных символов
Можно просмотреть и ввести тысячи различных символов из большинства систем письма народов мира, даже если эти символы отсутствуют на клавиатуре. Ниже перечислены несколько различных способов ввода специальных символов.
Способы ввода символов
Символы
Приложение таблица символов позволяет находить и вставлять необычные символы, включая emoji, путем просмотра категорий символов или поиска по ключевым словам.
Вы можете запустить приложение Символы из режима «Обзор».
Emoji
Вставить emoji
- Нажмите Ctrl + ; .
- Просмотрите категории в нижней части диалогового окна или начните вводить описание в поле поиска.
- Выберите emoji для вставки.
Клавиша Compose
Клавиша Compose — это специальная клавиша, позволяющая вводить специальные символы с помощью определённых комбинаций клавиш. Например, чтобы ввести символ é , нужно нажать Compose , затем ‘ и e .
Клавиши Compose нет на клавиатуре, но можно назначить для выполнения её функций одну из имеющихся клавиш.
Назначение клавиши Compose
- Откройте Обзор и начните вводить: Настройки .
- Нажмите на Настройки .
- Нажмите Клавиатура на боковой панели, чтобы открыть этот раздел настроек.
- В разделе Ввод специальных символов нажмите Создать ключ .
- Включите переключатель Кнопка Compose .
- Установите флажок рядом с клавишей, которую вы хотите установить в качестве клавиши «Compose».
- Закрыть диалог.
С помощью клавиши Compose можно вводить некоторые часто используемые символы, например:
- Нажмите Compose , затем ‘ , затем букву, чтобы ввести букву с диакритическим знаком акут над ней (например, é ).
- Нажмите Compose , затем ` и букву, чтобы ввести букву с диакритическим знаком гравис (например, è ).
- Нажмите Compose , затем » и букву, чтобы ввести букву со знаком умляут над ней (например, ë ).
- Нажмите Compose , затем — и букву, чтобы ввести букву со знаком макрон над ней (например, ē ).
Другие комбинации клавиш с участием Сompose можно найти в статье о клавише Compose в Википедии .
Коды символов
Можно ввести любой символ Unicode, набрав на клавиатуре его четырёхзначный код. Чтобы узнать код символа, найдите этот символ в приложении Символы . Код символа — это четыре символа после U+ .
Чтобы ввести символ по его коду, нажмите Ctrl + Shift + U , затем введите четырехзначный код и нажмите Пробел или Enter . Если вы часто используете символы, которые сложно ввести другими методами, может быть полезно запомнить коды таких символов, чтобы быстро их вводить.
Раскладки клавиатуры
Можно сделать так, чтобы ваша клавиатура вела себя как клавиатура для другого языка, независимо от того, какие буквы изображены на клавишах. Можно даже легко переключаться между различными раскладками клавиатуры, используя значок в верхней панели. О том, как это делать, смотрите Использование других раскладок клавиатуры .
Методы ввода
Метод ввода дополняет предыдущие методы, позволяя вводить символы не только с клавиатуры, но и с помощью любых других устройств ввода. Например, можно вводить символы жестами мыши или вводить японские символы с помощью клавиатуры с латинскими буквами.
Чтобы выбрать метод ввода, нажмите правой кнопкой на текстовом виджете и в меню Методы ввода выберите нужный вам метод. Метод ввода по умолчанию не предусмотрен, поэтому обратитесь к документации по методам ввода, чтобы узнать, как ими пользоваться.
Как набирать юникод символы с клавиатуры
Порой возникает необходимость в регулярном использовании нескольких знаков, отсутствующих на стандартной клавиатуре (например, американской или русской). Это могут быть дополнительные символы национальных алфавитов (немецкие умлауты и эс-цэт, французские аксанты и седиль). Могут это быть и другие знаки, скажем, (полу)длинное тире (–, —), знак параграфа (§), франко-русские кавычки («,», ‹, ›), знаки иностранных денежных единиц (₫, ₡, ₢, ₯, и т.д.) или смешные рожицы (☺, ☻). Любителям русской старины может понадобиться быстрая набивка дореформенных букв, таких как і, ѣ, ѳ, ѵ, или даже более древних: ѧ или ѯ. У кого-то может возникнуть необходимость в более интенсивном использовании надстрочных знаков, например, тривиального знака ударения «за́мок закрыли на замо́к» или чуть менее тривиальной тильды: [latɛ̃] (транскрипция слова «латинский» на французском).
Софт и решения
► Переопределение клавиш
► Буфер обмена – всегда на виду
► Картинки & Exif – без инсталляции ► Смотрим GIF-анимации как нам угодноПростые способы вставки с помощью (1) таблицы символов или (2) комбинации + (код набирается на цифровой клавиатуре; на ноутбуках без таковой, как правило, эмулируемой с помощью клавиши Fn) слишком трудоемки. Переключение на другую раскладку тоже устроит не всех, так как при этом происходит смена позиций и многих других символов. Например, на немецких клавиатурах буквы Z и Y расположены наоборот; многие служебные знаки также находятся на других позициях, причем – на мой взгляд – менее удобных (классический пример: важные для HTML-кодирования знаки < и >).
Возможные решения
Достичь этого можно несколькими способами. Во-первых, можно воспользоваться механизмом макросов, имеющимся в некоторых прикладных программах, например, Notepad++ и OpenOffice, см. http://www.law.net.ru/technologies/umlaute/index.htm. Во-вторых, можно решить вопрос более глобально, создав некую утилиту, которая преобразует выбранные пользователем комбинации клавиш в нужные ему знаки, используемые прикладными программами.
Оба способа имеют плюсы и минусы. Плюс способа с использованием макросов – в его относительной простоте. Для того, чтобы настроить программу для получения нужных символов, не нужно знать основ программирования. Кроме того, манипуляции остаются на уровне отдельных прикладных программ, и влияние на всю остальную систему маловероятно. Это, однако, является и минусом. Макросы для каждой отдельной программы необходимо создавать заново, и в какой-то момент освоение еще одного механизма макросов, для еще одной прикладной программы, теряет свою привлекательность. Унификация пользовательского интерфейса (набора «горячих» клавиш) возможна, но имеет свои пределы.
Case studies
► A funny one: Mary writes to Jean or French with a QWERTY keyboard
► A serious one: How to make e open with a tilde over it (ɛ̃) as well as any other letter with (almost) any diacritical markЧто касается второго, «глобального», способа, то и здесь возможны варианты. Вариант радикального решения – создание собственного драйвера клавиатуры (точнее раскладки). Для этого Microsоft предлагает специальную утилиту – Microsoft Keyboard Layout Creator (MKLC) , которую можно бесплатно скачать с сайта компании: https://www.microsoft.com/en-us/download/details.aspx?id=102134. Образец того, что можно получить с ее помощью, показан на этой странице. Использование MKLC можно рекомендовать в тех случаях, когда набор нестандартных символов носит фиксированный характер и изменяется нечасто. Если регулярно возникает необходимость в быстром внесении новых знаков, то можно взглянуть на представленную ниже программу ЮNICODE Keyboard Enhancer (ЮNIK) . По «чистоте» и «глобальности» решения она находится где-то посередине между макросами в отдельных программах и созданием драйвера клавиатуры.
Операционные системы UNIX/Linux также предлагают функционально сравнимый механизм произвольного присвоения физическим клавишам генерируемых ими символов (ключевые слова – xmodmap, xkb).
Краткая характеристика
Функциональность ЮNIK вкратце можно охарактеризовать как «третий» (или «второй», как считать) Shift . После некоторых манипуляций с реестром Windows и запуска ЮNIK клавишу-модификатор в комбинации с символьными клавишами можно использовать для генерации любых знаков из набора Unicode-16. В этот набор входят 65 килобайт символов (реально чуть меньше), в том числе подавляющее большинство букв национальных алфавитов, построенных на латинской основе, кириллица в разных видах, арабский, индийские алфавиты, ДОС-овская псевдографика, знаки денежных единиц и многое другое.
Утилита «Таблица символов», идущая в поставке с Windows, дает определенное представление о возможностях Unicode. Сразу оговоримся, что для этой цели особенно годятся шрифты с максимальным набором символов, например, Lucida Sans Unicode или Arial Unicode MS.
Установка программы
Необходимые файлы содержатся в zip-архиве unik.zip (или unik64.zip ), который можно скачать с этого сайта:
Версия Размер ОС Платформа 1.01 100 K Windows XP, Vista, 7 32 бита/разряда unik.zip 1.01 109 K Windows 7 64 бита/разряда unik64.zip 64-разрядная версия ЮNIK была скомпилирована для Windows 7 и работает исключительно с 64-разрядными приложениями. Все нижесказанное и названия файлов относятся как к 32-разрядной версии (install.exe, unik.exe) так и 64-разрядной (install64.exe, unik64.exe) в той степени, в которой это не противоречит данному ограничению.
Для работы программы необходимо превратить какую-либо из клавиш в клавишу-модификатор . В принципе, для этого может быть использована любая клавиша, имеющая свой скан-код. Так как после превращения в модификатор эта клавиша потеряет свою первоначальную функцию, то имеет смысл выбрать малоиспользуемую либо продублированную клавишу. Например это может быть одна из следующих четырех клавиш: (1) Левый или (2) правый Windows, (3) Application / Контекст, (4) правый Ctrl. Переназначение происходит путем внесения необходимой записи в реестр Windows. Если ваш выбор остановился на одной из вышеназванных клавиш, то для этого можно воспользоваться утилитой install.exe из набора поставки. Важно: В Windows Vista и Windows 7 install.exe должен запускаться с правами администратора . После нажатия на клавишу «Изменить» компьютер нужно перезагрузить.
Утилита install.exe может быть использована и для внесения ЮNIK в число программ, запускаемых автоматически при загрузке Windows . Захотите вы это сделать или нет – вопрос исключительно удобства, так как ЮNIK можно запускать и выгружать в любое время вручную. Нужно оговориться, что install.exe имеет ограниченную функциональность при работе с реестром и справляется лишь со стандартными задачами. Если на вашем компьютере уже действует сложная система переопределения клавиш, то, возможно, в этом случае реестр придется править вручную либо с помощью специальных программ. С механизмом переопределения клавиш можно ознакомиться в следующем материале, необходимые для этого технические детали приведены в файле readme.txt .
Работа с программой
После запуска файла unik.exe в системном трее (находящемся по умолчанию в правом нижнем углу экрана) появится значок программы – буква «Ю умлаут/трема» на красном фоне. Для вставки требуемого символа необходимо нажать на выбранную вами клавишу-модификатор и, не отпуская ее, на символьную клавишу, которая согласно схеме замен, вызывает генерацию нужного символа.
Программа не осуществляет проверки, была ли назначена клавиша-модификатор, о чем пользователь должен позаботиться сам. Для проверки можно воспользоваться утилитой KeyCode.exe, после нажатия на клавишу-модификатор правое поле в сегменте «Virtual-key Code» должно принять значение «125».
Настройка программы
Клик правой кнопки мыши по значку вызывает меню из трех позиций. Команда «Config» выводит диалог, показывающий имеющиеся строчки замены. С его помощью можно произвести необходимые настройки.
В поле (точнее – поля) «Input» вносятся данные о символе, который вводится с клавиатуры. В поле «Output» вносятся данные о символе, который пользователь хочет получить. В одиночных полях содержатся собственно символы, в четырехзначных полях – их шестнадцатеричные коды согласно Unicode-16. Вводить можно либо сам символ, либо код. Другое поле при этом автоматически обновляется. Ввод можно осуществлять с клавиатуры, либо вставкой через буфер. Коды, а также сами символы можно получить из «Таблицы символов» либо из других источников информации о Unicode-16, например: http://unicode.org/charts, http://www.utf8-chartable.de или http://www.alanwood.net/unicode. Если ваш браузер показал какой-то интересный символ, то вы можете просто скопировать его в буфер и вставить в одиночное поле «Output».
Какие символы могут вводиться с клавиатуры непосредственно, а какие нет, зависит от клавитуры и/или выбранной раскладки. Так на американской или русской клавиатуре нет умлаутов, которые по этой причине будут использоваться лишь в «Output» диалога «Config». Напротив, если у вас немецкая клавиатура (либо установлена немецкая раскладка), то вы можете использовать умлауты в «Input» как символы, которые будут приводить к генерации каких-то других знаков.
Здесь необходимо сделать важное замечание. ЮNIK работает с символами, а не клавишами. Иными словами, если вы поставите в поле «Input» знак «й», то соответствующая замена будет срабатывать в русской раскладке при нажатии на клавишу «Q/Й». В американской и прочих подобных раскладках эта клавиша генерирует символ «q», которому может быть присвоено другое значение. Никто, однако, не запрещает присвоить «q» и «й» одно и тоже значение, в результате чего клавиша «Q/Й» будет приводить к вставке одного и того же символа (не забывайте про модифицирующее использование клавиши Shift, «q» и «Q» – это два разных символа). Напротив, в левой колонке (точнее колонках) использование одного и того же символа не имеет смысла , так всегда будет вызываться только первая строка.
После редактирования каждая строка замены должна быть подтверждена командой «Change». Изменения вступают в силу сразу же после закрытия диалога при условии их предварительного сохранения командой «Save». Информация о заменах хранится в файле unik.ini , который может быть отредактирован вручную (см. readme.txt ).
Вопрос: Как быть, если вызываемые символы по каким-то причинам располагаются произвольным образом, в результате чего ассоциативные связи отсутствуют и запомнить схему расположения затруднительно?
Ответ: (1) Вариант самостоятельного решения в картинках. (2) Готовые наклейки на клавиатуры существуют не только для кириллицы, но и для других наборов знаков.Работа под Линуксом
Эксперименты показали, что ЮNIK нормально работает с Wine/Linux. Клавиша-модификатор должна быть получена с помощью упомянутой выше утилиты xmodmap. Например, команды
xmodmap -e «remove mod4 = Super_L»
xmodmap -e «keysym Super_L = F14»
превращают клавишу левый Windows в модификатор. Все остальное ничем не отличается от работы под Windows.Естественно, программой, куда будут вставляться символы, может быть лишь другое приложение для Windows, также запущенное с помощью Wine, например, Notepad++. Обмен отдельными символами и фрагментами текста между приложениями Windows и нативными приложениями Linux осуществляется через буфер (clipboard) с помощью стандартных команд соответствующих приложений (например, +/). Пустые поля программы KeyCode.exe на скриншоте вызваны тем, что, судя по всему, Wine, как минимум в версии 1.1.42, не поддерживает Raw Input API.
Возможные ограничения
ЮNIK работает с программами для Windows, поддерживающими Unicode. Многие старые прикладные программы, особенно 16-битные, написанные для Windows 3.xx, Unicode не поддерживают. Результат работы с такими программами будет непредсказуем, иногда позитивным, иногда – нет (многое зависит от выбранного шрифта/кодировки).
Особенность (= недостаток) текущей реализации ЮNIK заключается в том, что диалог «Config» показывает не все знаки Unicode. В случае более редких, экзотических знаков, в одиночных полях строчек списка или даже в полях редактирования могут показываться квадратики, символизирующие неотображаемые символы. Это, однако, «косметический» недостаток, так как в нужном вам месте вставляется код символа. Если он определен верно, то символ, вполне возможно, будет отображаться. Иными словами, факт того, что какие-то символы не показываются в диалоге «Config», не оказывает никакого влияния на вставку символов в другие программы. Естественно, эти другие программы также имеют разные способности по отображению символов Unicode. Многое зависит и от версий шрифтов, установленных на компьютере. По моему опыту, наибольший спектр символов Unicode показывают браузеры.
ЮNIK хранит настройки в файле unik.ini. Если правила безопасности, действующие на компьютере, ограничивают права доступа к файлам (чтение и/или изменение), то затронутые этим функции программы работать не будут, либо будут работать некоректно. Признаком отсутствия прав на запись является поведение кнопки «Save», которая не меняет своего состояния после нажатия (активно/«кликабельно» –> выключено).
Отсутствие гарантии
Хотя файлы, входящие в состав ЮNIK, были подвергнуты тщательному тестированию, автор не может гарантировать отсутствие в них ошибок. По этой причине использование программы может осуществляться пользователем лишь при условии готовности нести риск этого. Сообщения об ошибках приветствуются.