Классификация грузоподъемных механизмов (гпм)
Грузоподъемные механизмы и машины — важнейшая категория подъемно-транспортного оборудования. Их основная функция — подъем различных грузов в вертикальной или наклонной плоскости. В то же время, некоторые из них способны и к горизонтальному перемещению поднятого груза. Покупка этих устройств становится насущной необходимостью для предприятий различных направлений, ведь с необходимостью манипуляций с тяжелыми грузами приходится сталкиваться регулярно и без хорошего оборудования это может стать серьезной проблемой. Классификация грузоподъемных механизмов (гпм) может производиться по различным признакам: по назначению, по принципу действия (непрерывные и прерывные), по особенностям выполняемых работ, по признаку подвижности (передвижные, самоходные, стационарные), по типу привода (ручные, электрические, с двигателем внутреннего сгорания) и так далее. Для практически всех видов подъемного оборудования характерно наличие механизмов подъема груза, поворота, передвижения и изменения вылета стрелы.
Классификация грузоподъемных механизмов по конструкции и назначению
Классификация грузоподъемных механизмов в самом простом виде состоит в разделении их на простые и сложные. Простые или простейшие грузоподъемные механизмы состоят из небольшого числа деталей и имеют ручной привод. К ним относятся:
- Блоки — устройства усиливающие мускульную силу человека при подъеме груза. Представляют собой колесо вращающееся вокруг неподвижной оси. По окружности колеса имеется желоб для каната, цепи или ремня, за который тянет рабочий, направляя усилие не вверх, а вниз. Могут использоваться системы из нескольких блоков, усиливающие эффект.
- Домкраты — устройства подпирающие поднимаемый груз. Существует много видов — винтовые, гидравлические, пневматические и другие.
- Тали — подъемное устройство подвесного типа состоящее из подвижного и неподвижного блоков.
- Полипасты — представляют собой более сложный вариант тали с усиленным эффектом.
Классификация грузоподъемных механизмов подразделяет сложные машины на несколько основных типов. Самый распространенный тип — подъемные краны, среди которых выделяют множество разновидностей (башенные, мостовые, козловые, консольные и другие). Еще одним распространенным типом грузоподъемного оборудования являются манипуляторы — схожие с подъемными кранами устройства, устанавливаемые на грузовые автомобили и предназначенные для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Еще один вид грузоподъемного оборудования, с детства всем знакомый — лифты, которые бывают как пассажирскими, так и грузовыми. Также к сложным грузоподъемным машинам относятся тельферы (усложненные тали с электрическим приводом), грузоподъемные столы, различные подъемники (шахтные, строительные и другие). Купить подъемные механизмы разных типов, в том числе мостовые краны, тельферы и тали, вы можете в нашей компании.
Информацию о скидках, актуальных ценах и наличии продукции на складе Вы можете уточнить у наших специалистов по телефону (495) 661-2-555 , либо отправив запрос на e-mail: info@krantali.ru
Кроме статьи Классификация грузоподъемных механизмов (гпм) читайте также:
Грузоподъемные механизмы: виды, конструкции, правила безопасности при эксплуатации
Грузоподъемное оборудование представляет собой широкую группу механизмов, предназначенных для подвешивания, фиксации и перемещения тяжестей. Условия выполнения таких работ могут быть разными, что обуславливает и различия в конструкциях используемых средств. На сегодняшний день грузоподъемные механизмы широко применяются в строительстве, промышленности, при организации транспортных перевозок и даже в частных хозяйствах.
Основные характеристики оборудования
Подъемные приспособления весьма разнообразны, но существует несколько общих параметров, по которым оцениваются их рабочие качества. Главной из характеристик является величина массы, с которой способно работать конкретное устройство. В среднем грузоподъемные механизмы рассчитываются на 5-10 т. Однако диапазон этого значения может выходить далеко за рамки указанного коридора. Например, приспособления, которые входят в состав крупноформатного грузового оборудования, участвуют в подъеме тяжестей до 100 т. И напротив, одиночные механизмы, используемые в автосервисах и небольших мастерских, зачастую ориентируются на работу с 500-700-килограммовыми грузами.
В выборе стоит учитывать и диапазоны перемещения целевых объектов. Например, тали и лебедочные системы обычно поднимают грузы на 15-20 м. Перемещения по горизонтальным направлениям зависят уже не от самого механизма, а от местной фиксирующей инфраструктуры. В складских помещениях для этого используют рельсы и роликовые механизмы, по которым перемещается оборудование. Многое определяет назначение грузоподъемных механизмов – в одном случае может потребоваться лишь фиксация с удержанием, а в другом – и транспортировка.
Разновидности
Различаются грузоподъемные устройства по многим признакам. С точки зрения конструкции можно выделить домкраты, тали, лебедки, тельферы и другие механизмы, которые, впрочем, имеют и немало общего. При этом отдельные приспособления могут быть механическими и электрическими. Первый вариант работает за счет гидравлики или ручного силового воздействия. Он менее удобен, но в большинстве случаев оказывается надежнее и эффективнее. Электрические агрегаты, как правило, позволяют управляться с грузами большей массы. Но главное их достоинство заключается в возможности автоматизированного управления. С помощью предустановленного пульта на тех же складах оператор может дистанционно направлять груз к месту назначения. Здесь же стоит отметить и различия в функционале. Существуют стационарные грузоподъемные механизмы и движимые, о которых уже говорилось выше. К стационарным устройствам можно отнести домкраты и классические лебедки. Обычно их используют только для подъема груза с возможностью его удержания. Подвижные механизмы предполагают и возможность транспортировки груза в разных направлениях. Теперь стоит ознакомиться с разными видами грузоподъемных механизмов подробнее.
Домкраты
Это простейшее средство из группы грузоподъемной техники, которое часто применяют и в быту, и в автомастерских. Принцип действия домкрата основывается на гидравлике, что избавляет пользователя от необходимости приложения больших физических усилий. К преимуществам данной разновидности можно отнести и механическую стойкость, и защищенность от внешних воздействий, в том числе температурных. Также в зависимости от условий применения домкрат способен обеспечивать плавность хода, что имеет значение в работе с хрупкими грузами. При этом существует несколько типов данного механизма. Например, бутылочные модели считаются классическим исполнением – именно они дают плавный и четкий ход при подъеме. Специально для автомастерских производят подкатные модификации. Такие грузоподъемные механизмы удобны тем, что позволяют осуществлять захват без перемещения целевой техники. Для подъема автомобиля, к примеру, достаточно завести подкатной домкрат под нужный для работы участок. Распространены и винтовые модификации. Они отличаются тем, что вместо обычной гидравлики используется механический принцип подъема посредством раскручивания через резьбу.
Лебедочные грузоподъемные механизмы
Лебедка популярна в разных сферах обслуживания грузов. Ее действие основывается на передаточном принципе усилия, дающим значительный выигрыш силового воздействия на выходе. Лебедка может подвешиваться или устанавливаться на стабильную поверхность. Далее в зависимости от поставленных задач она осуществляет перемещение в горизонтальной или вертикальной плоскости. Наиболее распространенным видом данного механизма является лебедка рычажная, конструкция которой универсальна и позволяет выполнять работы в условиях стройплощадки или производственного цеха.
Применяются и более современные электрические модели. К достоинствам этого типа относят способность работы с большой массой. Более того, тяговое усилие в данном случае может настраиваться на определенную скорость хода. В выборе стоит учитывать и материал изготовления. Например, лебедка рычажная может связываться с обслуживаемым объектом посредством металлического или канатного синтетического троса. В первом случае часто используют стальные волокна, которые могут защищаться от коррозии благодаря специальным покрытиям. Также металлические тросы выигрывают за счет прочности, но в случае их разрыва есть риск получения травм и порчи техники. Что касается синтетических канатов, то они менее износоустойчивы, но меньше весят и не так опасны при разрыве.
Тали
Данный механизм чаще применяют в производственных цехах, складских помещениях и в комплексах транспортного обслуживания. Его конструкция в типовом исполнении формируется двумя фиксаторами-крюками и цепью, по которой реализуется подъем. На рынке можно найти ручные и электрические тали, которые могут использоваться в автоматизированных линиях транспортировки. Ручные модели обычно применяют для опускания и горизонтальных перемещений по специальным рельсам. Этот вариант практичен и удобен в случае работы с небольшими грузами, но он будет малоэффективен при потоковом обслуживании крупногабаритных партий.
Тали электрического типа отличаются большим диапазоном грузоподъемности. Они могут быть и стационарными, и передвижными. Во втором случае устройство монтируют в инфраструктуру монорельсовых линий с двутавровыми балками. По рабочим качествам стандартные электрические тали обеспечивают высоту подъема в пределах 3-10 м. При этом допускается и радиус разворота на 1 м. В выборе следует учитывать и скорость подъема – этот параметр важен с точки зрения оптимизации поточного процесса. Средний скоростной режим составляет 4 м/мин.
Тельферы
Принято считать, что тельфер является разновидностью тали. Во многом это утверждение оправдано, поскольку конструкции двух механизмов схожи. Но в случае с тельферами больший упор делается на реализацию электропривода. В какой-то степени это та же электрическая таль, но с повышенными грузоподъемными характеристиками. Тельферы могут быть стационарными и передвижными, одно- и многоскоростными. Как и в случае с лебедками, большое значение имеет и материал изготовления троса. Для этой части используют цепи и канаты. Цепь выгодна тем, что может выдерживать большие грузы, поэтому такой вариант чаще применяют для работы с многотонными материалами. Но если акцент делается не на мощностных возможностях, а на стабильности и надежности при перемещении, то стоит отдавать предпочтение канатным моделям. Дело в том, что тельфер цепной не способен обеспечить высокую плавность хода, из-за чего при быстром подъеме могут иметь место колебания.
Также следует учитывать и дополнительные защитные качества материала изготовления конструкции. Производители выпускают специальные версии для работы на пожаро- и взрывоопасных объектах. Для использования в таких условиях тот же трос проходит специальную закалку, которая позволит противостоять агрессивным средам. Обычные тельферы могут быть чувствительны и к нормальным температурным пределам – как правило, допустимый диапазон предполагает ограничения по отрицательным значениям – до минус 20-40 °С.
Блоки и полиспасты
Данные механизмы обычно вводятся в состав более сложных систем, наподобие тех же талей и тельферов, но могут выступать и в качестве самостоятельных грузоподъемных агрегатов. Основу таких деталей составляет колесо со шкивом и трос. Блок представляет собой устройство, в котором используется один трос или веревка с подвесной системой, а полиспаст – это комбинация нескольких тросов и шкивов. К слову, от количества используемых линий подъема зависит и выигрыш в силе, и потенциал грузоподъемности. Хотя оба приспособления изначально рассчитываются на работу с небольшими грузами. Что касается принципа действия, то полиспаст работает как рычажный механизм. Минимизация усилия будет пропорциональна расстоянию при условии, что изначально совершаются равнозначные работы. Заслуживает внимания и материал применяемого троса. Для таких приспособлений не используют цепи, что и отличает их от большинства талей. Чаще всего устройство грузоподъемного механизма такого типа предусматривает работу с пеньковыми или синтетическими канатами. Реже используются стальные тросы, но для частных хозяйств, к примеру, наличие металла излишне. Минеральные и синтетические волокна при выполнении небольших грузоподъемных операций оказываются более практичными и безопасными.
Правила эксплуатации механизмов
К работам допускается только оборудование, которое имеет зарегистрированный допуск. Соответствующий документ на механизм выдается по результатам испытаний и технической проверки. Также и операторы к производству работ допускаются только при условии наличия специальной подготовки. Это касается профессиональных сфер эксплуатации грузоподъемных систем. При наличии необходимых допусков можно приступать к выполнению непосредственных работ. В первую очередь должна быть выполнена надежная фиксация механизма независимо от его типа – стационарного или подвижного. В случае использования устройства, не предусматривающего постоянного крепежа, планируются меры по контролю его положения в ходе работы. До начала подъема все задействованные операторы, грузчики и стропальщики должны оговорить сигнальные жесты, которые позволят организованно и слаженно выполнить задачу.
Также эксплуатация грузоподъемных механизмов в некоторых случаях требует использования дополнительных средств изоляции и защиты самого груза. Например, если речь идет о перемещении опасных химических или взрывоопасных веществ. Управление механизмом реализуется в неспешном режиме. Оператор должен обеспечивать плавность и стабильность хода, учитывая факторы внешнего влияния на процесс. Если работы ведутся с применением автоматизированных устройств, то изначально задается оптимальная программа подъема с учетом характера груза и общего темпа работ.
Техника безопасности
Требования правил безопасности указывают на необходимость применения средств индивидуальной защиты. Оператор, обслуживающий ручной механизм, должен иметь перчатки, монтажную каску и при необходимости маску. Отдельное внимание еще при подготовке к работам уделяется вспомогательным техническим средствам, которые обеспечивают безопасность. В инфраструктуре монорельсов, тельферов и других блочных систем предусматриваются тормоза и стопперы с ограничителями. В случае потери контроля над грузом или самим механизмом они автоматически останавливают работу и фиксируют груз в текущем положении. Также безопасность грузоподъемных механизмов и обслуживающего персонала обеспечивается правилами размещения оборудования с точки зрения удаленности от участков, представляющих потенциальную угрозу. Производить работы не рекомендуется рядом с электротехнической аппаратурой, открытыми инженерными трассами, опасными веществами и стройматериалами.
Заключение
Использование малогабаритных подъемных механизмов является эффективным решением во многих логистических процессах. Если нет возможности применять полноформатное грузоподъемное оборудование, то гибкие в монтаже и не требующие особых затрат в использовании приспособления могут стать оптимальным решением. Тем более что работа с грузоподъемными механизмами в виде лебедок и тельферов, к примеру, требует минимальных организационных ресурсов. В условиях складского помещения или производственного цеха достаточно лишь смонтировать монорельсовую двутавровую линию и правильно выполнить установку приспособления. Еще проще организуется работа с домкратами и простейшими блоками. Но в каждом случае успешность выполнения подъемных мероприятий будет также зависеть от квалификации и опыта участвующих в этом процессе работников.
Грузоподъемные механизмы: виды, конструкции, правила эксплуатации
Выполнение разных работ, связанных с перемещением тяжелых и крупногабаритных объектов, невозможно без специального грузоподъемного оборудования. О том, каким же оно бывает, а также как правильно происходит эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов, мы и поговорим сейчас.
Правила работы с грузоподъемными механизмами
Для безопасной работы с таким оборудованием необходимо придерживаться ряда правил:
- до начала работ важно тщательно осмотреть грузы и проверить состояние грузоподъемного механизма;
- важно, чтобы место работ было хорошо освещено;
- запрещено поднимать зацепившиеся или примерзшие грузы;
- необходимо закрывать пусковые устройства защитным кожухом с замком;
- нельзя оставлять груз в поднятом положении на время обеденного перерыва или между сменами;
- в нерабочее время устройства должны находиться в таком положении, чтобы посторонние лица не могли привести их в действие;
- при работе с трубами большого диаметра важно проверить, нет ли внутри посторонних объектов;
- до опускания груза необходимо освободить место от посторонних предметов. Запрещено опускать грузы на трубы, кабеля, временные перекрытия.
Также стоит понимать, что установка грузоподъемных механизмов также должна быть выполнена в согласии с рядом технических правил. С каждым устройством в комплекте идет подробная инструкция, где четко описано, каким образом должен происходить монтаж. При необходимости, проконсультируйтесь со специалистами. Это не только сэкономит вам время, но и поможет избежать несчастных случаев во время работы.
Особенности сопроводительной документации
Работы с тяжелыми и габаритными объектами могут представлять опасность для людей. Важно, чтобы грузоподъемные механизмы соответствовали ГОСТ стандартам, ТР ТС и другим стандартам. Данные документы можно получить только в результате лабораторных испытаний. В результате, они подтверждают надежность и долговечность конструкции. Кроме того, для операторов такого оборудования также необходимы допуски, что подтверждают их профпригодность. Это касается ряда профессиональных сфер эксплуатации грузоподъемных механизмов.
Испытания грузоподъемных механизмов
Для того чтобы быть уверенным в нормальной работе устройства, периодически необходимо проводить проверку грузоподъемных механизмов. Выделяют следующие виды испытаний:
- статическое. В таком случае проверяется прочность и устойчивость механизмов. Груз, весом на 25% больше, чем грузоподъемность устройства, поднимают на высоту в 20–30 см, после чего фиксируют на 10 мин. Испытание успешно выдержано, если груз не опустится на землю до истечения срока, а также не будет выявлено различных трещин и деформаций;
- динамическое. Его цель в том, чтобы проверить тормозные механизмы. Груз превышает максимальную грузоподъемность на 10%, происходит несколько подъемов (3 и более) и опусканий объекта.
Стоит помнить: Требования эксплуатации к грузоподъемным механизмам предполагают проведение таких испытаний не реже, чем 1 раз в год. В случае с редко используемым оборудованием такой срок составляет 5 лет. Также испытание нужно проводить после замены одного из элементов механизма
Сфера применения грузоподъемных механизмов
Такое оборудование можно использовать в любых сферах. Чаще всего, его применяют:
- на промышленных объектах;
- в процессе выполнения складских работ;
- во время строительства.
При этом пригодиться они могут и в быту. Например, недорогие ручные рычажные тали BL незаменимы при выполнении различных работ во дворе. Кроме того для каждого владельца автомобиля необходимо иметь специальную лебедку, которая поможет освободить транспортное средство из труднопроходимого места (найти подходящее устройство можно на сайте).
Виды грузоподъемных механизмов
Под данную категорию подпадает достаточно большое количество различных механизмов, предназначенных для того, чтобы подвешивать, фиксировать и перемещать тяжести. Классификация грузоподъемных механизмов выглядит следующим образом:
- по конструктивным особенностям. Среди самых простых механизмов стоит выделить блоки, домкраты, тали, полиспасты, лебедки. В них отличается сам принцип работы механизма;
- предельным весом. Такие устройства могут быть предназначены для грузов весом от 2–3 сотен килограмм, до нескольких десятков тонн. Например, электрическая лебедка подойдет для работы с объектами весом вплоть до 5 т;
- габаритами. Малые грузоподъемные механизмы занимают немного места. Они могут быть как ручными (например, ручная барабанная лебедка FD М весит всего 5 кг, а предназначена для работы с грузами до 1 т), так и электрическими. Крупногабаритное оборудование предназначено для более интенсивной работы. Как правило, его необходимо прочно зафиксировать. Чем лучше будет установлен объект, тем более безопасной будут работы
Устройство грузоподъемного механизма
Большинство грузоподъемных механизмов состоят из следующих элементов:
- крепежный элемент. С его помощью трос крепят к грузу. Может иметь форму крюка, кольца, коуша Выбор зависит, прежде всего, от особенностей самого груза. Как правило, крепежный элемент можно заменить для удобства работы;
- механизм подъема. Он может быть электрическим (двигатель) или механическим. Мощность данного элемента влияет на то, каким будет предельный вес груза;
- тормозная система. Эта часть грузоподъемного механизма необходима для того, чтобы надежно зафиксировать груз на определенной высоте;
- трос, цепи Самый простой, но, при этом, важный элемент. От его прочности и надежности во многом зависит безопасность проведения грузоподъемных работ.
Ремонт и обслуживание грузоподъемных механизмов
Грузоподъемное оборудование достаточно дорогое, но, в то же время, регулярное обслуживание грузоподъемных механизмов позволит значительно продлить срок службы конкретного устройства. Техническое и сервисное обслуживание включает в себя комплекс действий, направленных на обеспечение показателей качества оборудования, указанных в технической документации. В ходе таких работ происходит осмотр всех узлов механизма, замена поврежденных элементов и проведение необходимых испытаний. Такие работы очень важны, так что лучше заказать обслуживание в профессиональной фирме. Так вы сможете быть уверены как в качестве самих работ, так и в надежности комплектующих.
Грузоподъемные механизмы
С транспортировкой тяжестей справляется грузоподъемная техника, например, гидравлические тележки, штабелеры, погрузчики. Но не всегда нужно перевозить грузы – иногда их необходимо передвинуть, поднять на высоту или спустить. В таких случаях не обойтись без специальных механизмов: домкратов, тельферов, лебедок, подъемных кранов и т. д. При ремонте, демонтажных или монтажных работах упомянутое оборудование эксплуатируется регулярно. Рассмотрим основные виды и принцип работы грузоподъемных механизмов.
Домкраты
Гидравлические домкраты способны поднять сотни килограмм при минимальных человеческих усилиях. Приводу на механике такие чудеса не свойственны, но они выигрывают в другом – долговечности и способности работать при перепадах температур. Домкраты подразделяются на:
- Гидравлические. Отличаются плавным ходом, надежной фиксацией, высокой грузоподъемностью при минимальных физических усилиях со стороны человека.
- Реечные. Механический привод имеет плавный ход, способен поднять груз на внушительную высоту и точно его зафиксировать.
- Подкатные. Используются на СТО для быстрого поднятия автомобилей.
- Винтовые. Винтовой гидравлический привод отличается от обычного стойкостью к температурным перепадам.
Лебедки
Механизмы используются для перетаскивания и поднятия грузов. Их часто задействуют на стройках, промышленных предприятиях. Иногда лебедки используют для выкорчевывания деревьев.
Они бывают различных типов:
- Ручные. Механизмы с тяговым усилием от 100 до 8 т. Самые простые и дешевые. Применимы в быту.
- Электрические. Подъем осуществляется при помощи электропривода, что значительно облегчает и упрощает процесс. Встречаются модели различной мощности.
- Автомобильные. Ориентированы на обслуживание транспортных средств. Бывают стандартные и для ATV.
Тали
Эксплуатируются как автономно, так и в тандеме с другими механизмами. Состоят из подвижного и неподвижного блоков, благодаря чему способны поднимать грузы на высоту. Бывают ручными и электрическими, передвижными и стационарными.
- Шестерные ручные. Созданы для работы по вертикали. Оператор находится внизу.
- Рычажные ручные. Используются для труднодоступных мест: колодцев, канализаций, ям. Оператор размещается сверху.
- Электрические. При помощи электропривода рабочий процесс ускоряется. Выпускаются тали с различной мощностью двигателя.
Тельферы
Подъемный механизм тельфера мало чем отличается от тали. Однако тельферы – тяжеловесы. Они массивные, надежные, производительные. Этих рабочих лошадок частенько прикрепляют к мостовым или строительным кранам. Тельферы бывают:
- Канатные. Весь вес груза берет на себя стальной канат.
- Цепные. В данном случае роль тягового элемента играет цепь.
Такелажные системы
Оборудование служит для транспортировки грузов. Такелажные системы включают ломы, тележки, платформы и т. д.
В продаже чаще всего встречаются:
- Комплекты. Наборы из различных элементов с максимальной грузоподъемностью в 36 т.
- Тележки, платформы. Наличие техники позволяет перевозить грузы на короткие расстояния, что способствует эффективной работе.
Подъемники
Незаменимы при высотных работах. Подъемники отличаются по принципу строения – бывают телескопические и ножничные модели.
- Телескопические. Мачта подъемника выдвигается по принципу подзорной трубы. Одновременно на высоте может работать 2 человека.
- Ножничные. Мачта ножничного типа создает удобную платформу, благодаря чему находится на ней вполне комфортно.
Подъемные краны
Все помнят громадных металлических «жирафов» на стройплощадках, но мало кто знает, что сейчас выпускаются производительные модели более компактного вида. Они применимы в автомобильных сервисах, на промышленных предприятиях, при ремонтных работах.
Различают два основных типа подъемных кранов:
- Гидравлические. Из-за превосходной маневренности используются в автомастерских.
- Портальные. Компактные модели прижились на складах и промышленных предприятиях.
Разновидностей грузоподъемных элементов гораздо больше, чем мы успели рассмотреть, но на любой стройке, предприятии или СТО основные механизмы справляются на 100%.