Lazarus что это за программа
Перейти к содержимому

Lazarus что это за программа

  • автор:

Приветствуем на сайте Lazarus IDE

Lazarus — это специальная программа с интегрированной (свободной) средой для разработки на основе компилятора Free Pascal. Lazarus — программа с полностью открытым исходным кодом, которая направлена на обеспечение библиотек класса Free Pascal . FP — компилятор интегрированной среды разработки соответствует образцу программе Borland — Delphi — и библиотеки Лазарус, которые эквивалентны VCL. Она смоделирована на Delphi и позволяет импортировать проекты, выполненные в Delphi.

Основные Возможности

  • Работает на многих платформах
  • Открытый исходный код для создания любых проектов
  • Возможность использовать 200 компонентов
  • Внедрении необходимых компонентов через пакет файлов
  • Возможность использовать программу для коммерческих целей

Окружающая среда Lazarus подходит для всех разработчиков и особенно для тех, кто намерен создавать программы с нуля. Интерфейс программы очень прост, как для новичков, так и для тех кто уже занимается программированием на профессиональном уровне. Этого удалось достичь принципом перетаскивания выбранного компонента. Программа позволяет создавать приложения с помощью перетаскивания всех необходимых элементов и помещать их в специальные окна. Большим преимуществом этой программы является возможность компиляции для любых операционных систем (Windows, OSX, Linux и Windows CE).

Очередным преимуществом программы является быстрый переход между различными интерфейсами и системами обеспечения библиотеки интерфейса. На данный момент, Lazarus поддерживается следующими типами интерфейсов: WIN32 GDI, GTK + 1.2.x (Unix, Mac OS X), GTK + 2.x, Qt 4 (C ++) и Windows. К тому же, Лазарус является одним из немногих инструментов, в отличии от своих конкурентов, который может создавать приложения для ПК (Windows CE, Qtopia).

Lazarus програма

Особенностью приложения является полностью самостоятельное API, как только вы напишите свой собственный код, вы можете просто подключить его с помощью API. Возможности проекта, например:

Если вы создаете продукт на Windows, используя стандартные виджеты Windows, сначала нужно определится какой набор виджетов вы хотите использовать. Затем скопируйте код на ваше устройство Linux разработки, компиляции и ссылки с GTK + интерфейсного блока. Вот и все — вы только что создали версию вашего продукта для Linux на Windows с помощью Lazarus без какого-либо дополнительного кодирования.

Пример работы с Лазарус

Для тех, кто работает с кросс-платформами, Лазарус — это удивительный проект, который обещает сделать создание виджетов намного проще.

Лазарус — отличный, бесплатный компилятор который подойдет для ежедневного использования, как новичкам, так и продвинутым пользователям, благодаря удобно расположенным кнопкам и интуитивно понятному интерфейсу вы уже с первого дня сможете начать разработку своего приложения.

Со временем автора намерены добавить полную поддержку PalmOS и Symbian OS. Программа доступна как на русском так и на украинском языке.

Уроки программирования

Как говорится лучше один раз увидит чем 100 раз услышать. Лазарус это отличная программа с помощью, которой вы сможете создавать полезные и функциональные приложения и качественные проекты. Изучение Лазарус не займет у вас много времени, но все же мы настоятельно рекомендуем вам заняться изучением этой программы с помощью видео уроков, где вы начнете с самых азов и спустя некоторое время самостоятельно сможете создавать свои собственные приложения. У нас на сайте есть отличная рубрика видео уроков в которой мы приготовили для вас только лучшие и практичные уроки по работе с Лазарус. Для начала предлагаем вам первый видео урок ознакомления и обзора данной программы.

Версия Лазарус

На сегодняшний день актуальная версия 2.2.0. Следующее обновление будет под версией 2.4.0. В этом обновлении вас ожидает значительное улучшение и модернизирование программы, а так же перевод Лазарус на многие языки.

Немножко истории

Проект стартовал в феврале 1999 г. Основателями были три частных лица:

  • Клифф Baeseman
  • Шейн Миллер
  • Майкл А. Гесс

Все трое пытались создать проект Megido, который в итоге не осуществился. В отчаянии они начали проект Lazarus. На сегодня этот проект имеет постоянный рост благодаря участию сторонних разработчиков. Сами же создатели уже не участвуют в проекте.

Скачать последнюю версию

Скачать последнюю версию Lazarus IDE вы можете в специальном разделе на нашем сайте.

Lazarus как он есть

Довольно часто наше нежелание разбираться в вопросе и уверенность в собственной логике рождает неверные предположения. Эти предположения, высказанные как утверждения на публичной площадке, могут прочно осесть в чужих головах и сформировать ложные отрицательные представления.

Так в комментариях к недавней теме «Lazarus 1.0 увидел свет!» были высказаны некоторые неверные утверждения, а также задан ряд вопросов оставшихся без ответов. Являясь разработчиком Lazarus и FPC уже довольно продолжительное время, я могу и хочу дать ответ на большинство связанных с этими продуктами вопросов и развеять некоторые неверные предположения.

Утверждение: Размер исполняемых файлов оставляет желать лучшего. Виноват компилятор, компоновщик и др.

Некоторую информацию по данной теме можно получить на wiki-странице.

Итак, основная составляющая размера исполняемого файла — отладочная информация. Отладочную информацию добавляет компилятор FPC когда ему передан ключ «-g». FPC может генерировать 2 вида отладочной информации: устаревший stabs и современный dwarf (версии 2 или 3), что также определяется переданными компилятору ключами. Оба вида отладочной информации понимаются отладчиком gdb. В Lazarus включить/выключить отладочную информацию, а также определить ее вид можно на закладке «Компоновка» в параметрах проекта:

Если вы собираете проект под Windows или Linux, можно сформировать внешний файл отладочных символов. В этом случае в исполняемый файл отладочная информация добавляться не будет, а вместо нее будет помещена ссылка на внешний отладочный файл.

Исключение отладочной информации уменьшает размер пустого проекта с формой с 20Мб до 1,6Мб на Windows. Но, 1,6Мб тоже больше чем 300Кб, который выдавал Delphi 7 (Delphi XE, к примеру, уже выдает значительно больше из-за распухания RTTI). Дело тут не в компиляторе и не в компоновщике, которые делают свою работу верно, а все дело в LCL.

LCL — Lazarus Component Library архитектурно состоит их двух частей: фронтэнда — платформонезависимой библиотеки классов для разработчиков приложений (TForm, TButton, TLabel, . ) и бэкэнда — части отвечающей за реализацию этих компонент под конкретную платформу (win32, qt, gtk2, . ). При начальной реализации бэкэндов никто особо не задумывался о размере исполняемых файлов и писал общие методы, в которых обращался ко всем классам фронтэнда.

Например, следующий код из модуля lcl\interfaces\win32\win32proc.pp тянет в исполняемый файл классы TCustomGroupBox, TCustomTabControl, даже если вы их нигде не используете:
if (TheWinControl is TCustomGroupBox) then
begin
.
end else
if TheWinControl is TCustomTabControl then
begin
.
end;

Решить эту проблему может рефакторинг, но он требует значительных усилий и времени, которые в условиях нехватки рук возможно лучше потратить на решение других проблем. Надо сказать, что определенные усилия в этом направлении были приложены 2 или 3 года назад, что позволило сократить размер пустого проекта с формой на 300Кб.

Утверждение: Lazarus ставил однажды в Windows, и запомнилось, что даже простейшая программа с окном и кнопкой компилируется ооочень долго.

Проблема была, когда FPC использовал GNU компоновщик для Windows. Но, в FPC 2.2 (а сейчас Lazarus использует FPC 2.6) проблема была устранена разработкой встроенного компоновщика для Windows. Кроме того, на тот момент компоновщик GNU не умел собирать под платформу Win64, что тоже послужило толчком к разработке собственного встроенного компоновщика. Надо заметить, что под Linux и Darwin таких проблем со скоростью сборки не было и нет (и как следствие до сих пор нет и собственного компоновщика под эти платформы).

Сейчас сборка и запуск пустого проекта с формой на моей машине занимает не более 2х секунд.

Вопрос: Здорово, если в Lazarus появится нормальный докинг, как в Delphi 2006, к примеру. Сильно повысит удобство интерфейса. Хотя, может быть, он там уже есть?

Докинг можно включить сборкой дополнительного пакета, но это делать не рекомендуется, так как пока присутствует ряд нерешенных проблем. К версии 1.2 докинг будет готов и скорее всего сразу встроен в среду.

Утверждение: «Mac OS X: 10.4, LCL только 32bit, не-LCL могут быть 64bit». Да уж, впечатляет.

Во-первых, имеется в виду, что Lazarus собирает проекты под Mac OS X не ниже версии 10.4. То есть поддерживаются и 10.5 и 10.6 и 10.7 и 10.8 (на которой у меня сейчас запущен Lazarus). LCL проекты могут быть только 32бит.

Это связано с тем, что на Max OS X существуют 2 основные системные библиотеки: carbon и cocoa. Carbon появилась первой и представляла собой библиотеку функций. Не было никаких проблем начать строить на ее основе LCL бэкэнд, что и было сделано. После Apple представил еще одну библиотеку cocoa, которая вместо функций содержит классы Objective-C. Позже Apple объявил, что не будет делать библиотеку carbon 64 разрядной, и вообще новые приложения надо разрабатывать только под cocoa.

Для взаимодействия с Objective-C классами в FPC был добавлен диалект, получивший название Objective-Pascal. В Lazarus был также добавлен бэкэнд для cocoa, но он в настоящее время находится в стадии ранней разработки. Возможно (я приложу к этому усилия), к версии 1.2 он будет на уровне бэкэнда под gtk2 и qt.

Lazarus

Основы программирования 2.0

Lazarus – это бесплатная визуальная среда разработки, использующая компилятор Free Pascal. Это значит, что вы также можете использовать её в любых целях совершенно бесплатно, как и компилятор FPC. Среда разработки Lazarus очень похожа на Delphi 7. Язык также максимально совместим с Delphi 7. Состав компонентов немного отличается от Delphi, однако, если вам приходилось программировать на Delphi, то переход на Lazarus не вызовет особых затруднений.

Конечно, Delphi лучше))))

Однако, выложить тысячу-другую долларов за профессиональную среду разработки могут позволить себе только профессионалы. А как быть начинающим программистам, а тем более школьникам и студентам? Они ещё не успели заработать такие деньги.

Конечно, можно использовать упомянутый выше Free Pascal. Однако хочется работать с современными средствами разработки и писать программы для Windows уже сейчас!

И сегодня это возможно благодаря проекту Lazarus!

Да, эта среда разработки имеет немало глюков и вообще есть к чему придраться. Но есть и главное преимущество — она совершенно бесплатна! И за это можно простить все остальные грехи.

Используя Lasarus, можно создавать программы для различных операционных систем и для разных целей. В том числе можно разрабатывать программы для коммерческого использования!

А это значит, что созданные вами программы вы можете продавать! А так, глядишь, и на Delphi или на Visual Studio заработаете.

В общем, решайте сами: Lazarus или ворованная Delphi. Однако советую помнить: используя ломаную Delphi,

вы воруете зарплату у ваших братьев программистов

которые в поте лица своего и не щадя зрения и пальцев, пишут для вас классные средства разработки, чтобы облегчить вашу работу.

Я не люблю пиратов. Потому что это мелкие люди, которые свою жадность прикрывают какими-то надуманными принципами, типа “софт должен быть бесплатным” или “когда в России будут нормальные зарплаты, тогда и будем покупать программы”.

На самом деле истина проста. Надо лишь признаться самому себе, что тебе просто жалко денег. И ты не будешь покупать программы НИКОГДА. Потому что попрошайка просит денег на хлеб не потому, что ему есть нечего. А вор крадёт не потому, что у него маленькая зарплата. Это просто его суть. Он вор. Или попрошайка.

А я профессионал. И я лучше сдохну, чем пойду просить подаяние. Разве что попаду в автокатастрофу и у меня не будет не рук не ног. Но тогда я и пойти то не смогу…

Впрочем, к теме статьи это не относится. Прошу прощения — занесло немного на повороте)))

  • Основы:
    • Где взять и как установить
    • Пишем первую программу
    • Hello World на Lazarus
    • Шаблон проекта программы
    • Вывод русских символов в консольных приложениях
    • Ещё раз про русский язык
    • Русский язык в Lazarus — способ 3
    • Общие сведения о FreePascal
    • Комментарии в Lazarus
    • То, что вы не знали о константах
    • Представление чисел в исходных кодах
    • Как вывести одинарную кавычку
    • Возврат значений через параметры
    • Функция возвращает несколько значений
    • Как закрепить окна в IDE
    • Основные настройки
    • Как сдвинуть блок кода
    • Завершение кода в Lazarus
    • Как уменьшить размер программы
    • Справка в Lazarus
    • Две причины использовать Result
    • Как передать массив в функцию
    • Сравнение вещественных чисел
    • Ускорение циклов
    • Ассемблер в Delphi и Lazarus
    • Функции и процедуры на ассемблере
    • Как использовать Паскаль с ассемблером

    Среда разработки ПО — Lazarus

    Lazarusбесплатная IDE для компилятора Free Pascal Compiler. Среда разработки Lazarus является бесплатным аналогом Delphi.

    Содержит набор визуальных компонентов LCL (Lazarus Component Library). В настоящее время практически полностью поддерживает виджеты GTK1 и Win32. В разработке находятся виджеты GTK2, Carbon, Qt, WinCE.

    • Реализован основной набор элементов управления
    • Поддерживает преобразование проектов Delphi
    • Имеет собственный формат управления пакетами
    • Поддерживаемые ОС: GNU/Linux, Microsoft Windows, MacOS X, FreeBSD

    Преимущества и недостатки Lazarus перед интерпретируемыми языками

    Основное преимущество Lazarus – это способность создавать исполняемые программы для различных операционных систем. В отличие от Java, .Net и т.п. Lazarus создаёт не промежуточный, а машинный код. Такой код не нуждается в интерпретаторе и работает в десять раз быстрее, чем промежуточный код.

    Основное преимущество Lazarus так же является и его основным недостатком. Так как программы на Lazarus переводятся в машинный код, то необходимо каждый раз компилировать программу для различных операционных систем.

    Поделиться:

    Оставьте свой комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *