Как образовательная среда влияет на человека
Перейти к содержимому

Как образовательная среда влияет на человека

  • автор:

Образовательная среда и развитие личности

Развитие творческого потенциала личности взрослого нельзя рационально понять только «изнутри» системы непрерывного образования. Здесь нужно учитывать особенности среды развития в широком смысле этого слова.

Социокультурная среда — это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).

Образовательная среда есть прежде всего подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности.

В широком смысле социокультурную образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней. К глобальному уровню можно отнести общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети и др. К региональному уровню (страны, крупные регионы) — образовательную политику, культуру, систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др. К локальному уровню — образовательное учреждение (его микрокультура, микроклимат), ближайшее окружение, семью. В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное окружение индивида. Именно это окружение и общение с ним может оказывать наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.

Многие исследователи под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события.

Вводя понятие «гуманитарная образовательная среда», исследователи рассматривают ее как условие, способное обеспечить формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления. Гуманитарная образовательная среда является культурно-образовательным пространством с приоритетом гуманистически-нравственных ценностей и обладает такими качественными характеристиками, как целостность, автономность и открытость. Гуманитарная образовательная среда создает условия для развития интерсубъективного процесса образования, актуальных преобразований субъективности.

Таким образом, образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.

Многие исследователи при изучении социокультурной образовательной среды применяют теорию систем, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. В психолого-педагогических исследованиях применяется общенаучная методология системного подхода, и в частности теория «синергетики» (В.Г.Афанасьев, Т.Парсонс, В. П. Казначеев, Н.Н.Моисеев, Э.Г.Юдин, Ю.А.Урманцев и др.). В отличие от традиционных научных направлений, рассматривающих в основном жестко детерминированные явления, реализующиеся в замкнутых системах, синергетика делает акцент на изучение систем открытого типа, основными принципами существования которых являются самоорганизация и саморегуляция. Эти системы осуществляют постоянное, активное взаимодействие с окружающей средой. Другой особенностью саморегулирующихся систем является возможность гибкой и недетерминированной иерархии структурных элементов, предполагающей информационно-энергетическую открытость и активность системы за счет постоянного взаимодействия с другой системой или внешней средой. Синергетический подход предполагает новое диалектическое содержание категории детерминации, которое основывается на равновероятности случайного и необходимого в жизни сложных систем. В жизни любой сложной системы случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость ее состояний взаимодополняют друг друга.

Исследования показывают, что развитие личности во многом зависит от того, влияние каких систем (открытых или закрытых) преобладает в ее индивидуальном опыте. Педагогические воздействия тех или иных систем будут формировать и соответствующий индивидуально-психологический склад человека, который, в свою очередь, с определенного момента начинает оказывать влияние на самостоятельные выборы его внешних связей и отношений, причем условием наиболее успешного развития индивида является обеспечение открытого взаимодействия (диалога) его в окружающей среде.

Системный анализ проблем взаимодействия среды и историко-педагогического процесса позволяет рассматривать различные интервалы времени (от коротких до длительных), в течение которых происходили изменения в мировосприятиях педагогов и учащихся. Такие изменения могут быть непосредственно связаны со структурными преобразованиями в жизни общества, зарождением и развитием новых тенденций в культуре (науке, искусстве и т.д.), формирующих ноосферную среду как открытую систему. Взаимодействие личности с такой открытой системой может осуществляться как непосредственно, через органы чувств и соответствующие им формы познания, так и опосредованно, то есть через образовательные системы (образовательное учреждение, совокупности образовательных учреждений, педагогическую культуру и т.д.).,

В общем виде среда любого образовательного учреждения может иметь следующие компоненты структуры.

Пространственно-семантический компонент:
* архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);
* символическое пространство (различные символы — герб, гимн, традиции и др.).
Содержательно-методический компонент:
* содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);
* формы и методы организации образования (формы организации занятий — уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).
Коммуникационно-организационный компонент:
* особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.);
* коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.);
* организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.);
Назовем некоторые основания, которые могут служить для типологизации образовательной среды:
* по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная -кооперативная, гуманистическая — технократическая и т.д.);
* по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная — инновационная, национальная — универсальная и т.д.);
* по степени творческой активности (творческая — регламентированная);
* по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая — замкнутая).

Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды условна. В одном образовательном учреждении может быть сочетание разных, иногда весьма противоречивых условий среды.

В основе создания того или иного типа образовательной среды лежат ценностно-смысловые доминанты восприятия мира и человека. Эти доминанты отражаются в философских и психолого-педагогических концепциях, которые могут быть сформулированы (отрефлексированы), либо присутствовать имплицитно.

Характеристику некоторых типов среды дал Я.Корчак: «догматический», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры», «идейный». «Догматический» тип характеризуется наличием жестких традиций и авторитета, дисциплиной, пассивностью учащихся. Для «безмятежной» образовательной среды характерно доброжелательное отношение к воспитанникам, отсутствие необходимой требовательности; такой тип формирует пассивность и неспособность к деятельной, напряженной жизни. «Карьерный» тип формирует конкурентоспособность, упорство, деятельный прагматизм, равнодушие к другим. «Идейная» (творческая) среда воспитывает личность с высокой самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную.

Творческое развитие индивида может осуществляться одновременно в условиях нескольких образовательных (социокультурных) сред — организации, где он непосредственно работает, учреждения постдипломного образования специалистов (институты повышения квалификации, постдипломного образования); профессиональной социокультурной среды (профессиональные сообщества, литературные источники, информационные сети и др.). Активное взаимодействие с различными профессиональными средами способствует раскрытию личностных и профессионально значимых качеств специалистов.

Проблемам развития специалистов в среде учреждений постдипломного образования посвящены работы целого ряда исследователей.

Опираясь на них, назовем основные условия, при которых творческое развитие может быть наиболее эффективным.

Содержательный компонент:
* актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста;
* интегративный подход к содержанию обучения;
* открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем.
Методический компонент:
* вариативность учебных программ;
* свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения;
* разнообразие методических обучающих средств;
* акцент на диалогическое общение;
* учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей.
Коммуникативный компонент:
* взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников;
* преобладающее позитивное настроение всех участников;
* участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.

Проблема развития личности в образовательной среде актуальна и для школьного, вузовского и постдипломного образования. Вопросы э4хрективности образовательной среды, ее взаимодействия с социальными, культурными процессами, с личностью человека являются предметом перспективного междисциплинарного изучения.

Ю. Кулюткин,
доктор психологических наук
С. Тарасов,
кандидат психологических наук

Современная образовательная среда, как фактор духовно-нравственного воспитания личности

Моргун, О. П. Современная образовательная среда, как фактор духовно-нравственного воспитания личности / О. П. Моргун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 3 (14). — С. 290-291. — URL: https://moluch.ru/archive/14/1298/ (дата обращения: 09.12.2023).

Из-за крупных политических и социально-экономических преобразований, в последние годы происходящих в России и мире, возникает необходимость углубленной разработки новых форм организации и управления культурным движением детей и юношества. К числу таких инновационных форм относится духовно-нравственное воспитание молодежи, направленное на использование культурного потенциала. В ходе исследований, многие специалисты указывают на возможность формирования в ходе культурной деятельности подрастающего поколения гуманистических идеалов и духовных ценностей, а также повышения нравственных возможностей молодежи. Эффективно, культурное воспитание может быть реализовано в ходе массовых культурных детско-юношеских мероприятий, широко распространенных в последние годы в нашей стране и в мире. Однако организационно-технологические основы управления развитием системы подобных мероприятий не стало предметом специального исследования ученых и специалистов. Отсутствие таких научно-технологических разработок серьезно тормозят развитие новых подходов к организации массовых детско-юношеских мероприятий.

Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его становление как личности. Важным является организация образовательного процесса, содержание деятельности образовательных институтов. Социальные образовательные институты рассматриваются нами как совокупность:

— институтов системы образования: учреждения дошкольного образования, общеобразовательные школы, гимназии, лицеи колледжи, профтехучилища, музыкальные, спортивные, художественные школы, учреждения дополнительного образования и др.;

— социально-воспитательных институтов других отраслей социальной сферы: культурно-просветительные учреждения, органы правопорядка, средства массовой информации, производственные, коммерческие и иные предприятия и организации, призванные выполнять функции обеспечения социального воспитания и жизнедеятельности членов общества; детские, подростковые, юношеские общественные организации, органы самоуправления и администрации данного территориального пространства и др.;

— субъектов открытой образовательной среды: семья, родственники, церковь, референтная группа, контрреферентная группа, социальная уличная микросреда, СМИ, различные социальные феномены, клубы, спортивные, любительские секции и др. [1, с. 191].

Ключевым ядром любой образовательной системы является школа. Школа, с одной стороны, является частью социального пространства социума; с другой – сама создает определенную среду для развития и воспитания, находящихся в ней людей (не только школьников, но и педагогов, и родителей), с третьей – является особым институтом, учреждением, призванным выполнять предписанные государством функции [4, с.278].

На сегодняшний день школа наделена рядом функций не только образовательного характера, но и социального, культурного плана.

Личностно-ориентированная развивающая образовательная среда школы должна обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности удовлетворения социальных потребностей (в любви, уважении, признании, общественном одобрении) через усвоение групповых норм и идеалов; удовлетворения и развития потребностей в труде, в значимой преобразующей деятельности в соответствии с интересами и склонностями; удовлетворения и развития потребностей в упорядочении индивидуальной картины мира, познавательной потребности; в сохранении и повышении самооценки, в самоактуализации [3, с.240].

Из этого следует, что главная функция образовательного пространства — расширить возможности творческой личности, стимулировать ответственность за все происходящее, в том числе за смысл собственного существования, поставить ее в позицию субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями [1, с.191].

Важным фактором формирования образовательного пространства является взаимодействие всех его компонентов. Только в условиях согласованного многофакторного взаимодействия можно успешно решать задачи социального становления личности. Проектирование такого многофакторного взаимодействия и представляет собой конструирование педагогически целесообразного образовательного пространства [6, с.53].

Школа, как организатор образования, и социум взаимно детерминированы. Единое, целостное образовательное пространство предполагает межинституциональные связи, взаимодействие всех образовательных сфер, взаимоотношения образования и социально-культурной среды, социума, проявляющиеся как в развитии личности на всех ее возрастных этапах (в онтогенезе), так и в каждый конкретный момент ее состояния во всех сферах жизнедеятельности [5, с.416].

На сегодняшний день, система образования России находится в состоянии модернизации.

Школа – это не только образовательное , но и воспитательное учреждение, это не только образовательный, но и культурный центр. Помимо образовательных потребностей учащиеся нуждаются в более качественном удовлетворении и социально-культурных потребностей.

Важным в проектировании развития образования является понимание того, каковы же социально-культурные потребности школьников сегодня [2, с.144].

Проектные решения социально – культурной сферы в образовательном пространстве могут включать:

— создание социально-педагогических и культурных центров, сочетающих досуговые, воспитательные и трудовые функции;

— инициирование и поддержка политклубов, духовно – просветительских центров, культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров и т.п., способствующих снятию социальной напряженности.

— создание специализированных центров местной культуры – исторических музеев, музеев народного творчества, домашних библиотек, выставок и др.

Проектные программы во многом способствуют решению организационно-педагогических и художественно-творческих задач в совместной деятельности детей и взрослых по организации досуга. Они являются организационно-управленческой и опытно-экспериментальной в организации культурно-досуговой деятельности в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.

Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей духовно – нравственного восстановления личности как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию гражданских качеств.

Многообразие проводимых культурно – досуговых мероприятий (фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, тематические недели и дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др.), влияют на социализацию детей и их воспитание.

Цель массового детского мероприятия — организация содержательного свободного времени детей и молодёжи, удовлетворение их интересов путём проведения различных форм культурно-массовой работы, направленной на повышение воспитательных функций досуговой деятельности.

Основные задачи детского массового мероприятия:

— совершенствование качества и эффективности досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей;

— разработка современной стратегии организации и проведения детских праздников как наиболее доступной формы культурно-досуговой деятельности;

— осуществление личностно-ориентированных подходов в формировании ценностных ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуга;

— воспитание гражданственности и патриотизма детей и подростков в процессе проведения героико-патриотических ритуалов, акций и тематических праздников;

— развитие празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных социальных условиях;

— поиск новых художественно-педагогических форм, методов и технологий проведения праздничных программ для детей и подростков;

— определение художественного уровня детских праздников, проводимых учреждениями образования и выработка методических рекомендаций по организации и проведению празднично-массовых мероприятий для детей;

— художественно-педагогическое проектирование системы работы организаторов детских праздников.

— восстановление культурно-исторической среды, сохранение народных праздничных традиций своей страны, освоение духовных ценностей культуры мира.

Основная стратегическая цель таких проектных мероприятий заключается в обеспечении реального доступа к культурным ценностям всех социальных групп и категорий населения и увеличении многообразия субъектов современного образовательного пространства.

1. Гурьянова, М.П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: Метод. рекомендации / М.П. Гурьянова, В.Б. Орлов. – М.: ИПСР РАО, 2003.

2. Инновационное содержание образования. — М.: Эврика, 2003.

3. Лукина, А.К. Социально-педагогическое проектирование введения профильного обучения в регионе: монография / А.К. Лукина. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Ин-т естественных и гуманитарных наук, 2007.

4. Лукина, А.К. Социальная педагогика как педагогика среды: учеб. пособие / А.К. Лукина. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005.

5. Село и школа. – Москва: Эврика, 2005 год.

6. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. — М. 2001.

Развитие личности в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

образовательная среда / социальная ситуация развития / психологическое качество образовательной среды / взаимодействие / педагогическое общение / психическое развитие / educational environment / social situation of development / psychological quality of educational environment / interaction / pedagogical dialogue / mental development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лактионова Елена Борисовна

В статье представлено современное понимание образования как сферы социальной жизни. Образовательная среда рассматривается как составляющая социальной ситуации развития и как условие развития личности ребенка. Дается обзор подходов к определению образовательной среды. Ситуация обучения раскрывается как ситуация взаимодействия , позволяющего выявить психологическую специфику образовательного процесса, детерминированную взаимной обусловленностью деятельности педагога и деятельности ученика. Обосновывается характер влияния психологического качества образовательной среды на психическое развитие учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лактионова Елена Борисовна

Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов
Личностное развитие педагога как субъекта психологической экспертизы образовательной среды
Основные подходы к проблеме рисков в образовательной среде
Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников
Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A modern understanding of education as a sphere of a social life and the educational environment as a condition of developing the person of the child are presented. The educational environment is regarded as a component of a social situation of development . A review of approaches to the definition of the educational environment is given. The training situation is described as a situation of the interaction allowing to reveal the psychological specificity of educational process determined by mutual conditionality of activity of the teacher and activity of the pupil. The influence of psychological quality of the educational environment on mental development of pupils is substantiated.

Текст научной работы на тему «Развитие личности в образовательной среде»

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье представлено современное понимание образования как сферы социальной жизни. Образовательная среда рассматривается как составляющая социальной ситуации развития и как условие развития личности ребенка. Дается обзор подходов к определению образовательной среды. Ситуация обучения раскрывается как ситуация взаимодействия, позволяющего выявить психологическую специфику образовательного процесса, детерминированную взаимной обусловленностью деятельности

педагога и деятельности ученика. Обосновывается характер влияния психологического качества образовательной среды на психическое развитие учащихся.

Ключевые слова: образовательная среда, социальная ситуация развития, психологическое качество образовательной среды, взаимодействие, педагогическое общение, психическое развитие.

DEVELOPMENT OF THE PERSON IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

A modern understanding of education as a sphere of a social life and the educational environment as a condition of developing the person of the child are presented. The educational environment is regarded as a component of a social situation of development. A review of approaches to the definition of the educational environment is given. The training situation is described as a situation of the interaction allowing to reveal the psychological specificity of educational process determined by mutual conditionality of activity of the teacher and activity of the pupil. The influence of psychological quality of the educational environment on mental development of pupils is substantiated.

Keywords: educational environment, social situation of development, psychological quality of educational environment, interaction, pedagogical dialogue, mental development.

В настоящее время задача развития ребенка признается в качестве основной ценности современного образования. Однако несмотря на то, что в обществе есть понимание, что источник многих затруднений следует искать в характере обучения и воспитания детей, на сегодняшний день возможности решения данной проблемы психологическими средствами недооцениваются и в должной мере не осознаются. Между тем именно в опоре на научные достижения отечественной педагогической психологии и психологии развития кроется огромный резерв повышения качества образования.

Современное понимание образовательной среды связано с рассмотрением образования как сферы социальной жизни, а среды — как фактора образования. Одной из главных задач образовательной

среды является создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. С психологических позиций образовательная среда есть взаимодействие ее участников.

Совместная деятельность и общение — это движущая сила развития, средство обучения и воспитания. Ребенок развивается не только за счет исключительно собственных действий, а с помощью действий взрослого. Теоретической основой для исследований, представляющих подход к совместной деятельности как к детерминанте интеллектуального

и личностного развития ребенка, стала концепция Л. С. Выготского о психическом развитии через социальное к индивидуальному. Различая непосредственное и опосредованное (через знак) отношение к другим, Л. С. Выготский придавал решающее значение социокультурному механизму взаимодействия взрослого и ребенка. Он отмечал, что «к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» [5, с. 146]. Таким образом, социальная ситуация развития как основное условие развития ребенка — это не только и не столько характеристики среды жизни, сколько особенности переживания, отношения ребенка к окружающему миру и к людям. Модальность этого переживания (оно может быть положительным или негативным, подавляющим или инициирующим к действиям) определяется особенностями отношения к ребенку со стороны взрослых. Именно отношения как эмоционального переживания и понимания потребностей и возможностей каждого возраста.

Проблемы обучения и воспитания детей всегда были сложны. Для позитивного развития необходима образовательная

среда, обладающая определенным психологическим качеством. Процесс исследования психологической составляющей образовательной среды во многом зависит от принятых основополагающих понятий, таких как «социальная ситуация развития» и «педагогическое общение».

Ситуация обучения прежде всего раскрывается как ситуация взаимодействия. Специфика образовательного процесса определяется взаимной обусловленностью деятельности педагога и деятельности ученика. Анализ этих двух деятель-ностей в отрыве друг от друга теряет всякий смысл. Присущая системе взаимодействий эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров по совместной деятельности, придают «окраску» взаимодействию. Динамика психических процессов и состояний человека существенно зависит от условий, средств, способов и форм его общения с другими людьми. Кроме того, общение является основной сферой проявления эмоций и вообще психических состояний, необходимым условием формирования психологических свойств личности, ее самосознания. Формирование внутреннего мира тесно связано с социальным познанием, с механизмами не только личностной, но и социальной идентификации, с особенностями происхождения образа Другого, образа Группы, образа Среды. Среда органично вплетается в образ «Я» и регулирует поведение, значение среды может быть настолько велико, что, при определенных условиях, идентичность личности может стать преимущественно «средовой». Поэтому психологическое качество среды является значимым не только для межличностного взаимодействия, но и для психологических механизмов функционирования человека.

Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функцио-

нирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса. Это означает, что образовательная среда является тем специфическим феноменом, который позволяет рассматривать, что происходит с человеком в отношении его развития, присвоения норм и образцов. Несмотря на то, что у разных авторов нет единого содержательного наполнения понятия «образовательная среда», в целом его трактовка осуществляется в терминах эффективности школы, эмоционального климата, личностного благополучия, качества образовательного процесса. С психологической точки зрения, одним из решений проблемы оценки эффективности образовательной системы школы выступает анализ психологических характеристик образовательной среды и особенностей их влияния на психическое развитие учащихся.

Характеристика нормы развития в каждом психологическом возрасте определяется четырьмя составляющими:

• социальной ситуацией развития, то есть особенностями среды (в широком смысле этого слова), в которой живет человек, и его отношением к ней;

• ведущим видом деятельности, в процессе которой формируются новые характеристики развития человека;

• противоречиями, возникающими в процессе этого развития;

• личностными новообразованиями, возникающими в результате разрешения этих противоречий.

Школа — это один из первых институтов, допускающих самостоятельное, относительно независимое от родителей существование ребенка. В школе у ребенка практически впервые появляется возможность самостоятельной реализации себя в интеллектуальном, социальном и физическом планах. Учитель для ребенка выступает первым представите-

лем широкого социума. Поэтому влияние учителя и школы на развитие ребенка является весьма существенным, а на ранних этапах школьной жизни — определяющим. От того, какая система отношений к миру, к себе, к другим людям сложилась у учителя, во многом зависит, вырастут ли его ученики самостоятельными, достойными, нравственными и ответственными людьми. Эффективность деятельности учителя определяется продуктивностью учения и научения, поэтому учитель как субъект педагогической деятельности и ученик как субъект учебной деятельности неразрывно связаны. Субъектность педагога предполагает отношение учителя к ученику как к самоценности и как к субъекту его собственной учебной деятельности и отношение учителя к себе как к субъекту собственной педагогической деятельности. Взаимообусловленность этих отношений составляет специфику субъектности педагога. Нарушение содержания хотя бы в одном из этих отношений не позволяет говорить о субъектности учителя. Он может быть субъектом любой другой деятельности, но не педагогической. Предметная деятельность педагога выступает средством этой взаимосвязи.

Исследование, проведенное Е. Н. Волковой, показало, что субъектность учителя оказывает определяющее влияние на развитие личности школьника [2]. Однако учитель часто смыслом своего труда считает передачу школьникам определенной суммы знаний, понимая эту взаимосвязь как информационный обмен, считая задачей профессионального саморазвития информационное насыщение и методическую грамотность и оставляя проблемы развития личности учащихся и собственное личностное изменение за пределами своих профессиональных задач. Методическая компетентность, эрудированность учителя — несомненные области повышения про-

фессионализма, обучение — одна из важнейших функций педагога, и сам процесс обучения обладает большим развивающим потенциалом. Но готовность учащихся к саморазвитию, к самообразованию за пределами школы связана не только с овладением информацией, она предполагает развитие определенной системы отношений у учащихся к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. С этой точки зрения в диаде «педагог—учащийся» первичным в смысле предпосылки, условия дальнейшего разворачивания процесса взаимодействия является отношение педагога к учащемуся. Именно педагог ответствен за качество отношения ребенка к школе, к образованию вообще.

В психологической литературе приводятся данные о влиянии установок учителя на развитие внутренней мотивации учения у школьников, о взаимосвязи самосознания учителя и самосознания учащихся. Результаты исследований взаимообусловленных отношений учителя и учащихся разных возрастных групп показали следующее: непринятие учителем себя в подавляющем большинстве случаев означает непринятие ученика; ученики тех учителей, которые низко оценивают успешность класса, также низко или индифферентно оценивают референтность этого учителя для себя и его влияние на их самооценку; ученики тех учителей, которые высоко оценивают успешность учеников, в большинстве случаев отмечают сильное позитивное влияние на их самооценку; сложность и многообразие внутреннего мира педагога, интерес к себе и к другим людям.

Положительное восприятие себя и другого способствует развитию субъект-ности у школьников. Это значит, что ученики проявляют желание узнать и понять многое о себе и о других, принять себя и другого в его индивидуальном своеобразии. Появляется уверенность в

своих силах и ответственность за собственную судьбу. Напротив, неуверенность в себе и негативизм учителя порождают пассивность и неуверенность учащихся не только на уроке при решении учебных задач, но и в определении своего жизненного пути; внутреннее отчуждение учителя от школы, его безразличие к судьбам учеников формирует у школьников неопределенность в восприятии другого человека и нежелание понимать и принимать себя и других людей; узость кругозора и стереотипность педагога во взглядах на человека служат источником негативизма у школьников по отношению к другим людям и к самим себе.

Общие последствия влияния психологически неблагоприятной образовательной среды на развитие личности связаны с неконструктивной трансформацией мировоззренческой и мотивационно-смысловой сферы ребенка, с нарушениями во взаимодействии и общении, с нарушениями эмоциональной жизни, с развитием эмоциональной глухоты, с нарушением саморегуляции, со снижением познавательных возможностей детей. Следует отметить, что учитель одновременно включен в две качественно отличные системы совместной деятельности: во взаимодействие с учащимися и в сотрудничество с коллегами. Обе эти системы взаимосвязаны друг с другом, но обладают определенной самостоятельностью.

Коллективная педагогическая деятельность предъявляет особые требования к личности учителя. Сложность возникающих при этом вопросов обусловлена, прежде всего, тем, что работа учителя в современной школе далеко не всегда разворачивается в непосредственном общении с коллегами. Психологическая и управленческая интеграция «совокупного субъекта» и сам процесс совместной педагогической деятельности на-

столько осложнились, что активное и компетентное участие в нем требует от учителя особых нервно-психических затрат. Интенсивность установки на сопряжение своих действий с действиями коллег главным образом детерминируется теми воспитательно-образовательными целями, которые служат векторами повседневной деятельности учителя. Если эти цели сводятся к усвоению учащимися элементарных знаний по «своему» предмету и не простираются дальше выработки у них простейших поведенческих навыков, — совместная педагогическая деятельность блокируется или носит формальный характер. Здесь же, очевидно, — и острие психологической проблемы формирования мотивационной готовности учителя к профессиональному сотрудничеству. Собственно психологическая суть проблемы состоит, однако, не только в определении условий, способствующих формированию ценностного отношения к совместной деятельности с коллегами как к средству оптимизации учебно-воспитательного процесса, но и в выявлении механизма, приводящего к тому, что такая деятельность обретает в потребностно-мотивационной сфере учителя статус самостоятельной ценности, ценности-цели.

По мнению исследователей, существуют два вида результатов педагогической деятельности. Один вид — это функциональные продукты деятельности (урок, методика и т. д.). Другой (главный) вид — это психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности учащихся). Иначе говоря, главным, конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и умений.

Следует отметить, что педагогическое общение интенсивно изучалось психологами. В. М. Бехтерев одним из первых в отечественной и мировой психологии

основательно начал разработку этой проблемы. На значение общения для изучения моральных чувств обращал внимание еще И. М. Сеченов. Исследования общения были продолжены А. Ф. Лазурским. Большая роль отводится общению в концепции высших психических функций С. Л. Выготского. Б. Г. Ананьев считал общение важнейшим условием и фактором психического развития на протяжении всего жизненного пути индивида. Однако в большинстве случаев в центре внимания оказывались эксплицитные — внешние, достаточно явные аспекты коммуникативных процессов. Да и сами педагоги озабочены внешними компонентами общения, делая основной акцент на буквальном значении вербальных высказываний.

С. Л. Братченко отмечает, что именно в педагогическом общении важное место отводится процессам внутренних, внут-риличностных изменений, и особую роль здесь играют имплицитные, неявные, часто скрытые и еще чаще неосознаваемые аспекты коммуникативного взаимодействия. Более того, есть основания считать, что именно эта скрытая коммуникативная реальность и несет в себе основную личностно-развивающую функцию: именно в глубине внутреннего мира собеседников происходят самые существенные изменения (процессы осо-знавания, обретение смыслов и т. п.); а внешнее «оформление» общения имеет гораздо меньшее значение, чем ему традиционно придают [4].

Очевидно, что педагогическое общение является системообразующим фактором профессии учителя. В отличие от обыденного, педагогическое общение есть общение, прежде всего, осознанно организуемое. Можно сказать, что педагогическое общение обладает направленностью на развитие личности, которое, с позиции В. Н. Мясищева, может быть рассмотрено как процесс расшире-

ния пространства осознаваемых взаимосвязей человека с различными сторонами действительности.

Исследования выдающихся отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эль-конина и их последователей показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними [9]. Многочисленные исследования, проведенные Л. И. Божович, приводят к выводу о том, что как сложится опыт общения в детстве, зависит способность человека оценивать себя и регулировать свое поведение, и подтверждают мысль о ведущем значении эмоционального благополучия в психическом развитии личности [3]. Следовательно, психологические показатели качества среды являются значимыми не только для межличностного взаимодействия, но и для психологических механизмов функционирования человека.

По мнению С. Д. Дерябо, образовательная среда — это «совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных» [6, с. 14]. Опираясь на теорию возможностей, назовем некоторые особенности развития личности в образовательной среде. Категория «возможность» — особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта — является в равной мере атрибутом образовательной среды и поведения субъекта. При таком подходе речь идет о диалогическом взаимодействии ребенка и образовательной среды как равных субъектов развития. Причем, это развитие двустороннее: среда предоставляет возможности для становления личности школьника. В свою очередь, от активности и возможностей учащегося зависит то, как он воспримет возмож-ности среды и в какой

степени сможет оказать на нее влияние. Диалогическая образовательная среда открыта для изменений под влиянием «запроса» личности и общества на образование. Взаимодействие, видимо, предполагает адекватность возможностей среды и личности.

Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. Важно отметить, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. Социальное бытие человека включает отношение не только к предметному миру, но и к людям, с которыми этот человек вступает в прямые или опосредованные контакты. В процессе общения как взаимодействия человека с другими людьми осуществляется взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, интересами, чувствами и т. д. Общение выступает как самостоятельная форма активности субъекта, и его результат трудно отнести к одному из общающихся индивидов; он является совместным. В общении результат относится, прежде всего, к изменениям в сознании, в поведении и свойствах общающихся людей. Эти изменения, так или иначе, касаются всех участников общения — при этом у разных людей они могут быть качественно и количественно разными. Иногда даже сравнительно кратковременное общение с тем или иным человеком или группой людей оказывает на психическое развитие индивида гораздо большее влияние, чем длительное выполнение им предметной деятельности. В реальном общении люди представлены друг другу не как абстрактные субъекты, а как конкретные личности, имеющие свой индивиду-

альный жизненный путь и обладающие личным опытом. С этой точки зрения, они выступают друг для друга, по выражению Б. Г. Ананьева, объективными «обстоятельствами жизни», оказывая на себя и на другого то или иное влияние [1]. Таким образом, категория общения позволяет раскрыть определенный аспект человеческого бытия, а именно — взаимодействие между людьми. А это, в свою очередь, дает возможность определить те качества психических явлений, которые определяются таким взаимодействием.

Можно предполагать, что личность, взаимодействуя со средой, формирует свою значимую систему отношений. Особо актуальной идея взаимного личностного влияния становится в психолого-педагогическом контексте. Поскольку общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты, важно подчеркнуть, что неверно понимать его как процесс, в котором происходит своего рода осреднение (унификация) вступающих в него личностей. Напротив, оно детерминирует каждого из его участников по-разному и поэтому является важ-

ным условием проявления и развития каждого как индивидуальности. Межличностные отношения могут быть очень разными по своему ценностному содержанию, а тем самым они могут иметь различные последствия для участвующих в них личностей. Одни отношения обезличивают людей, другие — открывают возможность развития индивидуальности каждого. Характер отношений в образовательной среде задает пространство для развития ее субъектов, а само их построение и есть реальный процесс этого развития.

Очевидно, что образовательную среду школы как значимую составляющую социокультурной ситуации, в которой осуществляется развитие человека, нельзя измерить и оценить только формальными количественными показателями. Поэтому необходимо определить комплекс показателей, который позволит сделать вывод о психологическом качестве образовательной среды, при этом интегральной результативной характеристикой эффективности образовательной среды должен стать критерий психического развития учащихся.

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И. А. Баевой. М.: Экон-Информ, 2009.

3. Божович Л. И. Социальная ситуация и движущая сила развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб., 2000.

4. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999.

5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2; 1983.

6. Дерябо С. Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997.

7. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.

8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

1. Anan’evB. G. Chelovek kak predmet poznanija. L., 1969.

2. Baeva I. A., Volkova E. N., laktionova E. B. Psihologicheskaja bezopasnost’ obrazovatel’noy sredi: Ychebnoe posobie / Pod red. I. A. Baevoy. M: Ekon-Inform, 2009.

3. Bojovich L. I. Social’naja situacija i dvijuchaja sila razvitija rebenka // Psihologija lichnosti v trudah otechestvennih psihologov / Sost. L. V. Kulikov. SPb., 2000.

4. Bratchenko S. I. Vvedenie v gumanitarnuju ekspertizu obrazovanija (psihologicheskie aspekti). M., 1999.

5. Vigotskiy Ь S. Sobr. soch.: V 6 t. M., 1982. T 2; 1983.

6. Ве^аЪо S. В. Uchitelu o diagnostike effektivnosti obrazovatel’noj sredi / Pod red. V. P. Lebe-devoy, V. I. Panova. M., 1997.

7. Рапоу V. I. Ekologicheskaja psihologija: Opit postroenija metodologii. M.: Nauka, 2004.

8. ЯыЫтЫет S. Ь. Problemi obchej psihologii. M., 1973.

9. Е1Ъопт В. В. Izbrannie psihologicheskie trudi. M., 1989.

Как образовательная среда влияет на человека

Пуйман С.А.

С.А. Пуйман,
заведующий кафедрой общей и профессиональной
педагогики учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», канд. пед. наук, доцент

Аннотация. На основе анализа исторического опыта и современных подходов к проектированию образовательной среды в статье раскрываются ее роль и потенциальные возможности в формировании личности современного специалиста

Ключевые слова:образовательная среда учреждения образования, опыт формирования эффективной образовательной среды, профессиональная подготовка будущего специалиста.

Тенденции развития современного образования свидетельствуют о повышении роли эффективной образовательной среды как решающего фактора профессиональной подготовки будущих специалистов.

Использование термина «образовательная среда» в современной педагогической теории и практике связано с новыми подходами к проектированию образовательного процесса и представлением учреждения образования как пространства разновариантных возможностей и выборов образовательного маршрута обучающихся [3; с. 15]. Это в полной мере позволяет обучающимся самоопределяться в сфере профессиональной деятельности, а педагогам создать условия для успешной социализации молодых специалистов в современном обществе.

Проблема проектирования образовательной среды сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться, что подтверждается многочисленными публикациями в периодических изданиях психолого-педагогической тематики.

Вместе с тем данная проблема не может рассматриваться в отрыве от формирования разносторонней личности специалиста, обладающей сформированными профессионально значимыми компетенциями. Личностный фактор здесь играет первостепенную роль.

Исторический опыт убедительно показал, что процессы обучения и воспитания будут эффективны лишь в том случае, когда образовательная среда учреждения образования сможет обеспечить полноценное проявление индивидуальных возможностей и творческих способностей каждого обучающегося.

Наиболее существенный вклад в исследование проблемы образовательной среды был внесен В.В. Рубцовым в конце XX столетия [5] . В его трудах основательно представлены концептуальные модели педагогически целесообразной организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся и педагогов в образовательных средах на основе использования компьютерных средств обучения. В качестве ведущей характеристики образовательной среды выступает такая форма сотрудничества, которая создает особые виды отношений между учащимися и педагогом и между самими обучающимися. Эти виды общности обеспечивают передачу учащимся принятых в данной общности норм, правил и установок жизнедеятельности, включая способы, знания, умения, навыки учебной и производственной деятельности.

Согласно функциональному подходу (В.А. Ясвин, Ю.С. Мануйлов и др.), образовательная среда рассматривается как заранее заданная реальность, в которой пребывает обучающийся, посредством чего формируется его образ жизни и происходит развитие личности будущего специалиста.

Согласно социально-психологическому подходу образовательная среда определяется как условие конструирования человеком смыслов в процессе взаимодействия с окружающим миром [1]. Анализ различных концептуальных подходов позволяет моделировать разные варианты взаимоотношений личности и образовательной среды. При этом важно учитывать взаимосвязь тех условий и факторов, которые оказывают влияние на человека и обеспечивают полноценное развитие личности будущего специалиста.

Следует различать образовательную среду в широком и узком смысле слова. В последнем случае имеется в виду конкретная среда определенного учреждения образования. Такую среду принято называть локальной образовательной средой, в отличие от образовательной среды в широком смысле, которая теоретически может идентифицироваться с образовательным процессом в целом. Локальная образовательная среда – это специфическое объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются целеобразующие взаимосвязи.

Образовательная среда в широком смысле слова – это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется учебно-познавательная деятельность обучающихся. Она рассматривается как ведущий фактор развития личности, но в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Эта закономерность была подмечена и неоднократно подтверждалась в передовом педагогическом опыте 1920–30-х гг. Поэтому проблемы взаимоотношений человека и среды актуальны и рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).

В узком смысле слова к среде можно отнести непосредственное окружение обучающегося. Общение и взаимодействие с ним оказывает наиболее сильное влияние на становление и развитие личности будущего специалиста.

Не всякая среда может стать образовательной, а только та, в условиях которой человек включается в бесконечное множество связей с окружающим миром. В процессе этого взаимодействия происходит процесс приобретения новых адаптивных качеств в его психофизиологической системе, которые позволяют ему ориентироваться в классе новых задач и более эффективно решать прежние (Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский).

В процессе проектирования образовательной среды необходимо учитывать ее многоуровневый характер.

Первый уровень включает образовательную систему в широком смысле слова, задающую в форме социального заказа содержание и основные компоненты образовательной среды.

Второй уровень охватывает совокупность цифровых, информационно-компьютерных и электронных ресурсов, программно-аппаратных средств, научно-методического обеспечения, информационных сетей связи, используемых в образовательном процессе и направленных на профессиональную подготовку специалистов. Этот уровень непосредственно связан и взаимодействует с образовательной системой социума.

Третий уровень образует медиа-среда, содержащая многочисленные учебно-познавательные и общекультурные ресурсы, предназначенные для педагогов и обучающихся и связанные с образованием, самообразованием и саморазвитием обучающихся.

Помимо образовательного, информационно-электронного и научно-исследовательского компонентов образовательная среда включает в себя еще и эмоциональный климат, задающий тот или иной уровень межличностных отношений.

К вышеперечисленным компонентам добавляется виртуальная образовательная среда.

Функционирование образовательной среды в обязательном порядке определяется нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в обществе, социальной среде, экономические отношения. Сюда включаются правовые документы, относящиеся к образованию законы, положения, стандарты, программы. Эти документы, их содержание и соответствующие правовые знания также оказывают прямое и существенное влияние на сферу образования и в определенном объеме включаются в образовательный процесс.

На наш взгляд, можно выделить следующие основные компоненты образовательной среды:

‒ государственные и негосударственные учреждения образования;

‒ центры переподготовки и дополнительного образования взрослых;

‒ структуры предоставления отдельных платных и бесплатных образовательных услуг и консультаций;

‒ библиотечная и справочно-библиографическая поддержка профессиональной деятельности во всех ее сферах;

‒ книгоиздательские организации и сети распространения книг;

‒ ресурсы квалифицированного профессорско-преподавательского состава;

‒ информационные банки данных;

‒ сеть телекоммуникаций и средств доступа к информационным ресурсам;

‒ система научно-методического обеспечения образовательной деятельности в целом и программно-методической поддержки конкретных учебных дисциплин и их комплексов.

При проектировании образовательной среды учитываются следующие требования:

‒ личностно ориентированная направленность образовательного процесса;

‒ способность обучающихся к самоорганизации и саморазвитию;

‒ креативность, гибкость, оригинальность, самобытность, продуктивность самой образовательной среды;

‒ образовательная среда должна способствовать развитию внутренней мотивации.

Творческое развитие индивида может осуществляться одновременно в условиях нескольких образовательных сред организации, где он непосредственно работает или обучается. Сюда можно отнести учреждения последипломного образования специалистов (институты повышения квалификации, академии последипломного образования); профессиональной социокультурной среды (профессиональные сообщества, литературные источники, глобальные информационные сети и др.). Активное взаимодействие с различными профессиональными средами способствует раскрытию личностных и профессионально значимых качеств специалистов.

Качество образовательной среды определяется ее способностью обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их образовательных потребностей и трансформацией этих потребностей в жизненные ценности, что актуализирует процесс личностного развития и саморазвития. В связи с этим возможности образовательной среды стали рассматриваться как ресурс воспитания и повышения качества образования, источник развития социального, личностного и профессионального опыта.

В настоящее время среда рассматривается как объект управления, а формирование образовательной среды – одно из направлений профессиональной деятельности педагога. В нашем понимании образовательная среда может быть представлена как специально созданная и определенным образом структурированная часть образовательного пространства, создающая совокупность условий для полноценной профессиональной подготовки специалиста и выступающая как посредник в освоении передового социокультурного и педагогического опыта. Формирование личности современного специалиста в процессе профессионального образования требует создания особой образовательной среды, насыщенной природными, информационными, производственными объектами и мотивирующей будущих специалистов к полноценному освоению профессиональных компетенций [4].

В настоящее время перед педагогами ставятся задачи проектирования образовательной среды, ориентированной не только на предметный мир современного производства, но и на социальные взаимоотношения, развитие сотрудничества и взаимовыгодного партнерства [2]. Социокультурная образовательная среда выступает как источник событийности и сфера ценностей педагогической культуры общества, ориентированных на развитие личности и реализацию творческого потенциала специалистов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бордовская, Н.В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды / Н.В. Бордовская [Электронный ресурс] // Человек и образование. 2013. № 2(35). Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/vyzovy-vremeni-i-novye-modeli-razvivayuschey-obrazovatelnoy-sredy. Дата доступа : 06.11.2019.

2. Кречетников, К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе : моногр. / К.Г. Кречетников. М. : Госкоор-центр, 2002. 296 с.

3. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н.Б. Крылова. М. : Ин-т пед. инноваций РАО, 1995. Вып. 1. 113 с.

4. Пуйман, С.А. Воспитание поликультурной коммуникативности обучающихся колледжа в условиях функционирования информационно-образовательной среды / С.А. Пуйман, И.Е. Жабровский, В.Г. Андруш // Актуальные проблемы развития кадрового обеспечения АПК : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 6–7 июня 2019 г.) / редкол. : Н.Н. Романюк [и др.]. Минск : БГАТУ, 2019. С. 398–403.

5. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. М. : МГППУ, 2002. 272 с.

Библиографическая ссылка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *