Из какого учебника это задание
Перейти к содержимому

Из какого учебника это задание

  • автор:

Из какого учебника это задание

  • издать монографию
  • издать учебное пособие
  • издать сборник трудов конференции
  • опубликовать научную статью
  • печатные издания

Требования к оформлению учебного пособия (учебника)

Пожалуйста, заполните таблицу с данными на учебное пособие (учебник).

Перед тем как заполнить таблицу, просим внимательно ознакомиться с изложенными ниже указаниями

Требования к оформлению учебного пособия (учебника)

1. УДК

Для публикации учебного пособия, ему должен быть присвоен классификационный индекс уникальной десятичной классификации (УДК). Вы можете самостоятельно присвоить индекс, посетив классификатор УДК.

2. Информация об авторе и соавторах

В редакцию предоставляются следующие данные об авторе и каждом соавторе учебного пособия (учебника):

  • фамилия, имя, отчество— полностью, на русском языке;
  • место работы с указанием страны и городана русском языке. Указывается официальное название, желательно из устава, в именительном падеже.
  • должность и научная степень(если есть);
  • адрес электронной почты. Убедительная просьба указывать существующий и действующий адрес электронной почты для автора КАЖДОГО соавтора(E-Mail: ……@…..);

Редакция просит Вас воздержаться от использования аббревиатур и сокращений, кроме аббревиатур, указывающих на организационно-правовую форму места работы автора (НОУ, ГОУ, ФГБОУ, ООО, ОАО и т. п.).

Убедительная просьба использовать в данных на авторов, оглавлении и названиях глав и параграфов монографии только строчные (маленькие) буквы, используя заглавные буквы только там, где это необходимо (в начале первого слова, в названиях и именах собственных и т. п.).

3. Название учебного пособия (учебника)

Название учебного пособия (учебника) должно точно и однозначно характеризовать его содержание.

Убедительная просьба писать название строчными (маленькими) буквами, используя заглавные буквы только там, где это необходимо (в начале первого слова, в названиях и именах собственных и т. п.). Избегайте использования любых аббревиатур и сокращений. Точка после заглавия НЕ ставится.

4. Аннотация

Аннотация должна коротко излагать содержание учебного пособия. Это своеобразный «рекламный ролик» вашего труда, который призван заинтересовать потенциального читателя. При написании аннотации избегайте использования любых аббревиатур и сокращений.

В аннотации учебного пособия необходимо указать направление подготовки высшего образования, на студентов которого направлено пособие.

В конце аннотации должно быть указание на круг читателей, для которого предназначается монография.

  • Для экономистов, научных и практических работников, преподавателей и студентов экономических и юридических вузов и факультетов, для широкого круга читателей.

Файл с текстом учебного пособия включает следующие элементы:

6. Текст учебного пособия

Важным формальным требованием к тексту учебного пособия является его объем. Мы принимаем для публикации учебные пособия объемом не менее 5 авторских листов (200 000 знаков с учетом пробелов).

Оформление текста учебного пособия:

  • ВСЕ АББРЕВИАТУРЫ И СОКРАЩЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАСШИФРОВАНЫ ПРИ ПЕРВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ;
  • желательное форматирование: шрифт Times New Roman, размер 12, интервал одинарный, отступ первой строки абзаца 1,25 см., поля 2 см. везде;
  • недопустимо использование расставленных вручную переносов;

Оформление таблиц и рисунков:

  • каждый рисунок должен быть пронумерован и подписан. Подписи не должны быть частью рисунков;
  • рисунки обязательно должны быть сгруппированы (т.е. не должны «разваливаться» при перемещении и форматировании);
  • по возможности, избегайте использования рисунков и таблиц, размер которых требует альбомной ориентации страницы;
  • надписи и другие обозначения на графиках и рисунках должны быть четкими и легко читаемыми;
  • таблицы, рисунки, графики должны иметь порядковую нумерацию. Нумерация рисунков (в том числе графиков) и таблиц ведется раздельно;
  • в тексте учебного пособия ОБЯЗАТЕЛЬНО должны содержаться ССЫЛКИ на таблицы, рисунки, графики.

Обратите внимание! Не заканчивайте текст параграфа или главы таблицей, рисунком или формулой.

Формулы:

Укажите, если использовалось какое-либо программное обеспечение, помимо стандартных средств Microsoft Office.

7. Методический аппарат

Методический аппарат учебного пособия может включать:

  • вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
  • задания к семинарскому занятию;
    задания для самостоятельной работы дома;
  • разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
  • различные виды тестов;
  • задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
  • задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
  • задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
  • темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.

Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

8. Библиографический список

Пример списка литературы:

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахвалов, Н. С. Численные методы [Текст] : учеб. пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н. С. Бахвалов, Н. П. Жидков, Г. М. Кобельков; под общ. ред. Н. И. Тихонова. — 2-е изд. — М. : Физматлит : Лаб. базовых знаний ; СПб. : Нев. диалект, 2002. — 630 с. : ил. ; 25 см — (Технический университет. Математика).
  1. Кирсанов К.А. Биологический, социальный и интеллектуальный потенциалы личности в различных парадигмах образования//Интернет-журнал «Науковедение», 2011 №1 (6) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013 -.- Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный. – Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

Для кого пишут учебники? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / «ВОСПРИЯТИЕ НА СЛУХ» / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМК / УЧЕБНИК ДЛЯ УЧЕНИКОВ / МЕХАНИЗМЫ САМООБУЧЕНИЯ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / PERCEPTION «BY EAR» / UNIVERSAL TRAINING ACTIVITIES / ABILITY IN ALL SUBJECTS / CRITERIA OF EVALUATION EMC / A TEXTBOOK FOR STUDENTS / MECHANISMS OF SELF-EDUCATION / INSTRUMENTALITY / INDEPENDENT ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямшинина Светлана Николаевна

Функции учебника. Универсальные учебные действия . Общеучебные умения . Критерии оценки УМК . Самообучение с помощью учебника. Предметная мотивация школьников. Личностно ориентированная система обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ямшинина Светлана Николаевна

Интерактивный умк — системный интегратор традиционных и цифровых учебных материалов
Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности урока

Способность младших школьников к слуховому восприятию иноязычной речи и ее развитие в умк по английскому языку для начальной школы

Методы и формы интерактивного обучения иноязычному устноречевому общению младших школьников
Место мультимедийной презентации в современном уроке
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Для кого пишут учебники?»

ДЛЯ КОГО ПИШУТ УЧЕБНИКИ?

Светлана Николаевна Ямшинина,

старший преподаватель кафедры развития образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, обсуждается уже не одно столетие. И на каждом новом витке развития педагогики в проблеме адресата учебника открываются всё новые и новые аспекты. Сегодня вопрос «Для кого пишут учебники?» стал отчасти риторическим: все, кому приходится отвечать на него (от ведущих авторов учебников до учителей), говорят в один голос: «Учебники пишут для учеников». И пожалуй, единственные, кто продолжает сомневаться, — это родители учащихся начальных классов и старшеклассники.

• универсальные учебные действия • «восприятие на слух»

• общеучебные умения • критерии оценки УМК • учебник для учеников

• механизмы самообучения • инструментальность • самостоятельная деятельность школьников

Попытаемся проанализировать, каковы функции учебника в цепи «ученик — учитель — учебник». В соответствии со стандартами 2009 года средствами всех учебных предметов решается задача формирования у школьников универсальных учебных действий, что соответствует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению. В контексте модернизации российского образования на период до 2020 года целью государственного стандарта является «ориентация образования на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности». Поэтому в результате освоения метапредмет-

ного содержания начального общего образования учащиеся должны научиться самостоятельно учиться.

Готовы ли мы с вами (педагоги, администрация, родители) осуществить это новое требование, ставшее в наши дни стандартным?

Рассмотрим ситуацию, возникающую у каждого учителя в каждой школе, на каждом уроке, цель которого — усвоение нового теоретического материала. Часто учитель пересказывает содержание учебника, используя наглядные средства от обычной доски и мела до средств мультимедиа. В это время ученики слушают, смотрят, отвечая на вопросы учителя и выполняя упражнения, активизирующие восприятие, понимание

и запоминание. Используя такую систему работы, педагогу кажется, что все усвоили теоретический материал.

Каждый из нас, прошедших педагогические училища или институты, знает, что «информация на слух воспринимается легче и быстрее, чем при чтении». Однако навыки и умения, и тем более способность применять знания в жизненных ситуациях, «на слух» не формируются.

Говоря о «восприятии на слух», мы говорим не столько о словесно-иллюстративном методе преподавания, сколько о традиционных объяснениях новой для учащихся информации. Словесно-иллюстративный метод давно перестал быть единственным и даже ведущим методом преподавания: сегодня каждый учитель, осознавая рамки его применимости, использует широкий спектр методов и приёмов обучения, владеет современными технологиями. Однако большая часть изучаемой теории продолжает передаваться «из уст в уста», поскольку учителя точно знают: «отдай» ученикам на самостоятельное изучение по учебнику понятие «род имени существительного» или «алгоритм деления столбиком», большинство ребят, прочитав объяснение учебника, не смогут определить род имени существительного или разделить 1765 на 5. К сожалению, это действительно так.

Однако почему это так? Что за секрет известен учителю, который, пересказывая те же тексты учебников, диктуя те же определения и правила, используя те же упражнения и задания, всё-таки пробивается к детям, хотя бы на уровне понимания алгоритма деления? Ответ тривиален. Учитель для ученика играет роль и источника информации, и средства её получения, и контроля, и мотива учения. Учитель расскажет всё необходимое в нужном объёме и с требующейся степенью детализации. Учитель выделит в определении ключевое слово,

умело и в нужный момент покажет рисунок или построит схему, задаст наводящий вопрос, подскажет, как построить таблицу или чертёж, исправит неточность и т.п. В руках учителя все средства изучения и контроля. О мотиве и говорить не приходится, поскольку учитель точно знает, какой материал надо выучить и сколько «баллов это стоит». Почему так происходит? Ответ очень прост — учитель боится отпустить ребёнка, не верит в его силы. Как показывает практика, наши дети совершенно не готовы к самостоятельной работе с учебником, который. написан для них. А может быть. не для них?

Современный учебник, учебно-методический комплект начальной школы должен ориентировать учителей и учащихся на: формирование общеучебных навыков средствами конкретного учебного предмета; развитие когнитивных способностей ученика (памяти, внимания, мышления и др.), умений и навыков, необходимых для самообразования (работа со справочной литературой, умение составлять план и конспект и т.п.); развитие коммуникативных навыков (формирование речевой культуры учащихся), а также навыков группового взаимодействия, умений участвовать в дискуссии и т.д.

Критерии оценки качества УМК для младших школьников:

• соответствие содержания и требований Государственному стандарту, методическая связь с учебной программой;

• личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию;

• индивидуализация образования посредством системы разноуровневых заданий, позволяющей построить дифференцированное обучение на основе индивидуальных образовательных маршрутов;

• организация учебного материала с возможностью самостоятельно получать знания;

• проблемное изложение материала (анализ фактов и явлений, допускающий различные интерпретации);

ГЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ

• создание условий для самообразования

и формирования приёмов самостоятельной работы и самоконтроля;

• развитие коммуникативно-познавательной активности каждого ребёнка;

• создание условий для межпредметных взаимосвязей, формирующих у учащихся целостную картину мира;

• наличие указаний на методы и формы работы с учебником, совместимость учебника

с другими средствами обучения;

• соответствие возрастным особенностям учеников, учёт их психологических особенностей, что должно выражаться в наличии продуманной системы заданий, их разнообразии, творческом характере заданий, активизирующих познавательную деятельность ученика, на создание положительной мотивации.

Рассмотрим условия, которые должны создаваться для того, чтобы сформировать у школьника желание и умение самостоятельно учиться по учебнику.

• УМК должен предлагать школьникам не только доступное изложение нового теоретического материала в учебниках, но и форму работы с этим материалом на уроке (индивидуальную, групповую, парную). Эти формы должны быть предложены учебником наряду

с заданиями. Например, расскажи соседу по парте о свойствах воды, работай вместе с соседом по парте: ты выполни первое и третье задание, а твой сосед — второе и четвёртое. С помощью таких заданий дети учатся совместно работать, учитывать точку зрения и желания одноклассника.

• При работе с учебником должны возникать такие ситуации, которые потребуют использования дополнительных источников информации: Интернета, справочников, словарей, учебников по другим предметам. Важно, чтобы эти источники был включены в УМК или были прописаны источники получения необходимой информации.

• УМК должен оставлять возможность выби рать формы выполнения заданий и их содержание. Например, учебник предлагает парную

работу, но при желании ученик может выполнить её индивидуально. При выполнении контрольной работы можно предложить ученику учебные задачи или одну практическую.

В этом и есть то новое, в котором узнаётся так прочно «забытое старое»: современный учебник должен быть написан для учеников.

Формирование механизмов самообучения с помощью учебника не просто осознанная необходимость, а требование современных государственных стандартов, которое пока ещё далеко и не всеми осознано.

Однако как иначе решить задачу формирования универсальных учебных действий, уровень сформированности которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения? Разве не очевидно, что умение работать с источниками информации, способность применять полученные знания в практической деятельности не формируются «в условиях чёткого и доступного объяснения учителем нового материала». Лишь присвоив некое средство, ученик начнёт им самостоятельно пользоваться. Умение — продукт прежде всего самостоятельной мысли и работы ученика.

Совершенно очевидно, что формирование умений невозможно отделить от содержания обучения, формировать общие умения и навыки можно лишь при освоении предметного содержания. А потому приёмы обучения этим умениям должны вырабатываться при усвоении предметного содержания, заложенного в учебнике.

Создавать условия для формирования умений должны не только учитель, но и содержание изучаемого учебного

Учебники для учеников

материала, следовательно, и сам учебник. Именно поэтому одним из ключевых типических свойств методической системы «Перспективная начальная школа» стала инструментальность учебников, т.е. предметно-методические механизмы учебников, способствующие практическому применению ранее усвоенных и получаемых знаний: наличие всевозможных словарей в учебниках по всем изучаемым предметам, создание условий для их применения при решении практических задач, поиск информации внутри учебников, комплекта в целом и за его пределами. Это именно тот случай, когда принцип преемственности выходит за пределы одного предмета и захватывает все другие изучаемые предметы, т. е. вопрос о преемственных внутрипредметных связях перерастает в решение проблемы межпредметных связей.

Кроме того, инструментальность — это ещё и создание условий для применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, циркуля и т.д.). Знакомства ученика с линейкой, выполнение целого ряда упражнений отнюдь не достаточно для того, чтобы она действительно стала его собственным инструментом в решении задач. Правильное выполнение задание «построй с помощью линейки.» не говорит о присвоении этого элементарного инструментария. И как только требование «построй с помощью линейки» пропадает, ученики чертят от руки, забыв о её существовании. При систематическом решении практических задач, предлагаемых в комплекте «Перспективная начальная школа», ученик использует различный инструментарий: он должен восстановить координатную сетку карты, что достаточно сложно без линейки, рассмотреть отражение оконной рамы в глазу зайца Дюрера — а это невозможно без лупы и т.д.

Остаётся ещё один шаг — сформировать у школьников мотив обучения. Заметим

сразу, что предметная мотивация, к сожалению, крайне редко встречается в массовой школе. Пожалуй, только в математических классах не нужна специальная мотивация: в них ребята решают задачи без принуждения со стороны учителя, и решение приносит им удовольствие. В обычных же классах, за редким исключением, задания по математике выполняют по требованию учителя.

Что получает ученик, выполняя контрольную работу на уроках математики: он вычисляет ещё одно значение выражения, решает ещё одну задачу, поэтому после выполнения таких работ наших детей интересует только отметка. Но ведь в учебнике должны быть заложены разные системы оценивания: оценка ответа соседа по парте с помощью листа наблюдений, линейка успешности, с помощью которой ученик может оценить себя сам, и т.п.

Уже в первом классе в первое полугодие дети могут самостоятельно работать. Однако, как правило, учительница всё делает сама: подсказывает первоклассникам, какую страницу надо открыть, помогает поставить пальчики на нужный слог, слово, т.е. руководит процессом обучения. А что в это время делают первоклассники? Вначале они пытаются что-то сделать самостоятельно, потом просто ждут инструкций учителя, а между этими инструкциями занимаются своими делами. К концу четвёртого класса дети совершенно отвыкают что-либо делать самостоятельно.

Отвечая на вопрос «Для кого пишут современные учебники», учитель скажет: для учеников. Но на уроке он забывает об этом и берёт бразды правления в свои руки.

Все современные учебно-методические комплекты для начальной школы ориентированы на самостоятельную деятельность ребёнка на уроке, но как показывает

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ

практика, самое сложное для педагога — организовать такую деятельность.

Сравним приёмы работы по формированию самостоятельной деятельности учащихся в лич-ностно-ориентированной системе обучения и в традиционной системе обучения (на примере УМК «Перспективная начальная школа», фрагмент урока по изучению буквы З, з; звуков [з], [з’]).

что буква 3 обозначает два звука [з], [з’], просит показать графическое обозначение звуков в учебнике

По одним и тем же учебникам педагог может работать как в личностно-ориентированной системе обучения, так и в традиционной: традиционная система обучения облегчает работу учителю, личностно-ориентированная — учит ребёнка самостоятельно учиться.

Выбор за вами! НО

Этап урока Личностно-ориенти-рованная система обучения Традиционная система обучения

Определение темы урока Дети самостоятельно определяют тему урока, ориентируясь на условные обозначения вучебнике Педагог просит детей открыпь страницу учебника по закладке

Выделение новык звуков Ориентируясь на графическое обозначение звука, дети самостоятельно дают характеристику новым звукам. Учитель помогает детям, не умеющим выполнить задание самостоятельно Работа проходит фронтально. Учитель комментирует каждое слово, выделяя голосом новые звуки. Дети на слух выделяют изучаемые звуки

3накомство с новой буквой и звуками Работа в парах. Дети конструируют новые буквы, проверяют друг у друга правильность выбора элементов букв, самостоятельно находят графические модели изучаемых звуков, делают вывод Дети вместе с учителем находят элементы букв, затем один (два) ученика у доски конструирует буквы!, остальные сравнивают свою работу с предлагаемым образцом. Учитель сообщает,

^ Проводятся ли какие-то семинары, курсы

• для обучения работы на интерактивной доске для учителей? (Иркутская область)

Курсы организует Центр информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТиУО). Информация о курсах — у Фёдоровой Юлии Владимировны, тел. (495) 9151394, fedorova@9151394.ru. Консультацию можно получить в Институте новых технологий, тел. (495) 221-26-45 (Иван Сорокин, Инна Алехова).

^ Как можно организовать урок, совместив

• Интернет и интерактивную доску? С.Б.

Подумайте, как бы вы провели урок для одного ученика, пользуясь компьютером и Интернетом. Когда вы решите эту главную, содержательную задачу, тогда можно подключать компьютер к проектору и интерактивной доске, которая будет просто большим компьютерным экраном. И провести такой же урок, но для целого класса, с одним, видным всем, большим компьютерным монитором — интерактивной доской. Преимущество доски перед обычной проекционной системой состоит в том, что управление компьютером (то есть выход в Интернет, работа в любой программе) происходит непосредственно с поверхности доски, и ученикам не нужно напрягаться, отслеживая на большом экране маленький курсор и теряя из виду преподавателя. Дополнительно доска имеет возможности выделения каких-либо объектов на экране и запоминания экранного изображения в виде графических файлов (функция, аналогичная обычной PrintScreen), другие презентационные возможности. Вы сможете изучить их со временем. Главное — с интерактивной доской вы получаете большой «сенсорный» компьютерный экран, видный всему классу. Консультации для педагогов по работе с интерактивными досками проходят в ИНТ http://www.int-media.ru/contacts.asp

Каковы минимальные требования к ком-

• пьютерам для работы совместно с интерактивными досками Hitachi StarBoard FX-82? И.В.

Программное обеспечение для интерактивных досок Hitachi (в том числе и для Hitachi StarBoard FX-82) совместимо с Win 98SE, Me, 2000, XP. Особых требований к компьютеру этот софт не предъявляет.

Очевидное – невероятное: кому адресован школьный учебник?

Многие простые, казалось бы, вещи, на самом деле имеют совсем не те значение и функции, чем это кажется на первый, поверхностный взгляд. Эту мысль мы проиллюстрируем на нескольких примерах в цикле статей «очевидное — невероятное».

Необходимым, сакральным элементом российской школы является учебник. В нашей ментальности школьники всегда ассоциируются с учебниками в портфелях или на углу парты, мы представляем себе школьника, читающего учебник и выполняющего по нему упражнения. Сейчас вокруг многих учебников, подозреваемых в некачественности, ведутся яростные баталии, особенно в родительском сообществе. Возникают даже предложения вернуться к некоторым учебникам XIX века. Все это вызывает непреодолимое желание подвергнуть основательному анализу и переосмыслению функции учебников и требования к ним, впрочем, как и в случаях со многими «священными», сакральными вещами. Для кого же и для чего предназначен учебник?

учебники

Учебник выполняет в школе множество функций, зависящих от точки зрения на учебник:
— с точки зрения учащегося;
— с точки зрения родителя;
— с точки зрения учителя;
— с точки зрения системы образования в целом;
— с точки зрения автора и издателя.

Начнем, как это уже довольно редко стали делать, с начала, со взгляда на учебник с позиции учащегося

Учебник — это какая-то тяжелая хрень, которую заставляют таскать в школу, и в который никогда не заглядываешь по своему желанию. И еще — им можно драться на перемене.

Да, именно так воспринимают учебник мной опрошенные учащиеся XI класса, и притом учащиеся довольно успешные. Они даже не могут подобрать для учебника какого-то конструктивного, функционального определения. Это тяжкая обуза, не вызывающая никаких позитивных и определенных чувств, никакой благодарности и ощущения полезности. Учебник не предназначен для того, чтобы его читать, тексты учебника, как правило, бессвязны, плохо отредактированы, написаны заумным наукообразным языком и перемежаются малосвязанными с ними иллюстрациями, врезками, выделенными определениями и правилами, а также достаточно бессмысленными вопросами и заданиями, больше относящимися к пространству смыслов автора учебника, чем к пространству смыслов, в котором живет ученик. Если бы учебников вдруг не стало, учащимся вздохнули бы свободнее и довольнее: жизнь их стала бы лучше. Учебник не предназначен, не адресован учащимся — это уж точно!

Учебник — ненужное обременение или основное и почти единственное средство обучения?

Учителя, вообще-то, делятся на две неравные категории. Для одной из них — учебник — это проблема. Это педагогически грамотные, хорошо подготовленные, широкообразованные учителя, имеющие свой авторский взгляд на изучаемый предмет. Они самостоятельно выбирают последовательность тем в изучении предмета, создают свои рабочие программы по предмету, в течении многих лет накапливают дидактические задания и методические находки и приемы для уроков. Они хорошо видят ограниченность и недостатки каждого конкретного учебника, им значительно больше нравится составить собственную авторскую программу и лишь опираться сразу на несколько учебников разных авторов либо вообще обойтись без них.

Вторую категорию учителей (угадайте, учителей какой категории больше?) составляют особы, имеющие узкий кругозор, слабо подготовленные по предмету, достаточно ограниченные в личностном плане. Для них учебник — спасение, палочка-выручалочка.

По звонку они загоняют детей в класс, наводят тишину, а потом дают задание, глядя поверх голов: «Читаем параграф такой-то», «В тетради законспектируйте, перепишите наиболее важное в своей тетради, и сдайте тетрадь на проверку!».

Иногда такой учитель «объясняет материал», читая по своему давнишнему конспекту, вызывает учащихся к доске отвечать на вопросы на повторение. На дом задается выучить параграф, ответить на вопросы или порешать примеры и задачи в конце параграфа. Наиболее интересующимся, активным детям можно поручить сделать доклад на давно устоявшиеся темы, на которые полно рефератов в интернете. Таким образом, учитель действует как механизм, он может ничего не знать или попросту не вникать ни в содержание изучаемой темы, ни в психологию познавательной деятельности учащихся.

Родители стали не менее важным субъектом образования, чем учителя. Интересно, а чем же является учебник с точки зрения родителя?

Учебник — катехизис для родителя

Для родителя учебник — священное писание, старый и новый заветы одновременно. Одновременно в том смысле, что родитель по учебнику контролирует (САМ, ПО СВОЕЙ ИНИЦИАТИВЕ!) что знает, а что не знает ребенок по предмету, и следит за тем, как ребенок учит домашние задания. Как правило, родитель требует от ребенка догматического воспроизведения текста учебника, например, пересказать заданные параграфы близко к тексту. Иногда, когда ситуация безнадежна, поясняет написанное в учебнике — поскольку недоступные детям тексты учебников уже более или менее доступны родителям.

Именно на учебник опирается родитель, когда выполняет вместо школы работу по обучению детей, то есть в наибольшей степень учебники адресованы именно родителям. Является учебник и средством проверки родителем учителя, всей школы. Понимает ли хоть что-то его ребенок в учебнике? Движется ли он по учебнику вперед в течение года? Если нет, это повод забить тревогу, обратиться к директору или написать жалобу, куда повыше. Если его все устраивает — то, значит, система работает, со всех и взятки гладки.

Чем больше мы будем обдумывать это сложившееся со школьными учебниками положение, тем больше у нас будет возникать сомнений и вопросов о том, чем является учебник с точки зрения системы образования в целом:

Учебник системообразующий компонент, «цементирующий» все образование в целом

Да, в российском образовании роль учебника исключительно велика. Посмотрите: дети не ценят и не понимают назначение и функции учебника, но их заставляют читать и конспектировать эти учебники малоквалифицированные учителя, стремящиеся снизить трудоемкость своей работы. По учебникам заставляют учить параграфы и решать задачи и примеры родители, выступающие в роли домашних педагогов-кустарей при выполнении детьми домашних заданий.

Система управления образованием сама не знает, чему нужно учить, не несет в школы каких-то новых смыслов и проектов. Задача этой надстройки: контролировать, чтобы учителя вели запланированные заранее уроки (с помощью тарификации и расписания), учитывать статистику, как дети на эти уроки ходят, и при этом обеспечены утвержденными учебниками. Все!

Больше ни во что не нужно вникать. Достаточно формального наличия набора документов: циклограммы приказов по школе, трудовых книжек учителей с отметками о пройденных курсах повышения квалификации, классных журналов, всяких программ (например, формирования метапредметных компетенций, не связанных с определенными предметами), утвержденные педсоветом локальные акты, учительские планы — конспекты уроков и т. д.

В результате воз, которым является государственное образование в России, медленно, со скрипом, но движется вперед: учебник — это то, что фиксирует содержание образования и, вообще, связывает как цемент все детали махины российского образования как социального института. Без учебника никакого содержания у образования не было бы, и оно свелось бы к бесцельным посиделкам, бессвязным полубредовым рассказам учителей!

Но есть еще одна важна точка зрения на учебники– это позиция автора и издателя.

Учебник — это бизнес

В школе СССР был один-единственный учебник по каждому предмету каждого класса для всех школ страны, ну, за исключением, спецшкол, школ с углубленным изучением того или иного предмета. Учебник воспринимался всеми субъектами образовательного процесса (и не только образовательного) как данность. Потом, в 1990-е годы, возникла вариативность, появилось множество параллельно используемых учебников.

Выпуск учебников и торговля ими превратились в бизнес, особенно «подогреваемый» тем, что заставить раскупить новый массовый выпуск учебника всегда можно к новому учебному году (написав на титуле, что это новое издание, дополненное и исправленное), а эта торговля ведется не в розничном режиме, а в оптовом. Для закупки учебников выделяют бюджетные средства, а кое-где организованно собирают деньги с родителей.

Выбор, какой учебник использовать, вроде бы, должна делать школа (и, действительно, в некоторых регионах в школах используются по 2-3 разных учебника в параллельных классах). Но «в менее некоторых» регионах выбор учебника осуществляют непонятно из каких (то есть вызывающих различные подозрения) соображений региональные власти — департаменты образования и ассоциированные с ними ИПКРО — так им удобнее.

Издательства отчаянно воюют за долю рынка, жестоко «отжимают» друг у друга учебники и авторов, не брезгуют очернительскими кампаниями, используют лоббирование в Думе. Так, недавно издательство-монополист «отжало» у множества издательств поменьше право выпускать их учебники, а также право на электронные учебники.

Помимо барыша на продажах издательства не брезгуют кидать и обирать их авторов, лишая законного авторского вознаграждения. Например, автор книги не имеет возможности знать реальный тираж своей книги и оценить уровень причитающегося гонорара, все это — на откупе издательства, которое может ему заплатить 10-15 тыс. рублей за книгу, работа над которой заняла много месяцев или несколько лет, а может и прислать отчет о продажах, по которому он, автор, еще и останется должен издательству!

Такая практика ведет только к одному эффекту: у нас в стране переводятся как вид талантливые авторы учебных пособий. Хорошим учебникам просто неоткуда взяться! Их может начать сочинять в начале карьеры как-нибудь честолюбивый юнец-аспирант, но, поднабравшись опыта, он, однозначно, бросит это безнадежное дело, как не приносящее сколько-нибудь весомого материального вознаграждения.

А еще ведь есть институт методической и научной экспертизы учебников при его проведении на гриф министерства, заставляющий вспомнить крылатое «А судьи кто»?

Казалось бы, убеленные сединами, умудренные наукой ученые должны все объективно понимать об учебниках, но они пишут в своих рецензиях: «В наше время так учебники не пишутся …» или «Лично я не хотел бы, чтобы мой внук учился по такому учебнику…»

Аппарат грифования учебников приводит к значительным деформациям авторских замыслов, концепций учебников, и необоснованным, случайным переделкам их текста и структуры в угоду вкусам отдельных, не вполне компетентных рецензентов.

Контрольный вопрос: на кого же все-таки рассчитан, какую роль играет современный школьный учебник?

Контрольный ответ: учебник — это навязанный продукт бизнеса, который выступает в качестве эталона содержания обучения и рассчитан на малообразованного и слабоподготовленного учителя и родителя, обеспечивающего выполнение учеником домашних заданий, косвенно контролирующего учебный процесс школы.

А. В. Могилев, д. п. н., профессор, директор Монтессори-школы «Алиса»

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Есть сайт или программа для выяснения откуда взят текст

В принципе все просто, но одновременно тяжело. Имеется перепечатка учебника, однако найти его авторов не представляется возможным, во первых нет первых титульных или последних листов, а в имеющимся тексте нет сносок или отсылок, что за учебник. во вторых, строчки от туда, при забивании в яндекс/гугл не дают ничего путного. Учебник по психологии, так что схожего отсыла довольно много, а толку найти именно этот нет. ПРошу помочь, так как слышал, что есть толи сайты толи программы, защита от копирайта, мол вбиваешь текст и выдает, что за книга или учебник.

Лучший ответ
Да, конечно есть такие софтинки.
http://www.content-watch.ru/text/
Роза.Ученик (175) 7 лет назад
Спасибо вам.
Инчик . )Знаток (257) 6 лет назад
да там большие вроде только текста можно узнать? а малые цитаты?
Татьяна ФаороваУченик (177) 2 года назад
Остальные ответы

есть прога Advego Plagiatus — http://advego. ru/plagiatus/ , но она просто определяет степень уникальности, а не ищет не сайты, на которых встречается текст

http://text.ru/ этот сайт как раз таки указывает с каких сайтов взят текст. (масленное масло блин) В общем я так свою дипломку на плагиат проверяла. Не бойтесь ссылка не спам!

*Anit *Ученик (107) 3 года назад
Спасибо, Вы мне очень помогли.
Марина Знаток (301) 1 год назад
Этот сайт всё-таки на уникальность текста(, а не на его поиск.

педагог А. С. Макаренко дал определение детской игре; «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре ».

поподробние

Проверяю вышеперечисленными способами (text.ru) свою авторскую статью. Выкладывала прежде всего на своем сайте, а потом уже на b17 откуда они разлились по всему интернету. Первыми показаны те сайты, которые первыми скопипостили материал и даже не те, где я сама его выкладывала и откуда он был ими взят. Мой сайт третий. Так что вопрос как найти авторский источник текста остается открытым.

Так как это влияет на продвижении в поиске моего сайта — неприятно.

Бусыгин А. В. Эффективный менеджмент. Как связаться с автором
ты знаешь кем приходится мама а пушкина русскому генералу ганнибалу спросил дима у вани

Помогите найти книгу пожалуйста, благодарю.

8 czy pamietasz
1 Prjsze uzupelnic teksn
Pani Ewa popularna dziennikarka. dobra zona i matka.LACZY PRACE ZAWODOWA Z OBOWIAZKAMI ROdZINNYMI

1.2.1 Строение атома, схемы.
1) Выучить правила по строению атома.
2) Ni ; Na; Ge — описать положение в Периодической системе,
рассчитать число р\ е\ п°; составить схемы атомов.
3) НС104 — хлорная кислота. Опишите состав вещества и рассчитайте
массовые доли химических элементов в молекулПомогите найти из какого пособия данные

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *