О Blender и свободном программном обеспечении
В 1988 г. голландский программист Тон Розендаль стал одним из основателей анимационной студии NeoGeo (не путать с игровой консолью Neo-Geo!), которая в короткие сроки стала крупнейшей в Нидерландах и одной из ведущих в Европе. Будучи ответственным в студии за программное обеспечение, Тон вскоре решил, что их внутренний инструментарий достаточно устарел, и его необходимо переписать «с нуля». Этот проект стартовал в 1995 г., положив начало созданию пакета трехмерного моделирования, ныне известного как Blender.
Для дальнейшей разработки и продвижения Blender, Тон в 1998 г. организовал дочернюю компанию – холдинг NaN (Not a Number). Существующие на тот момент профессиональные программы для 3D-моделирования стоили тысячи долларов – а NaN предлагала компактную и недорогую альтернативу. Бизнес-модель NaN предусматривала коммерческие продукты и сервисы, связанные с Blender. В 1999 г. компания с большим успехом дебютировала на выставке SIGGRAPH, вызвав значительный интерес со стороны пользователей. Потенциал Blender был очевиден. Проектом заинтересовались вкладчики, NaN получила финансирование в размере 4.5 млн. евро. Это послужило толчком к расширению, компания начала привлекать к сотрудничеству новых разработчиков. Летом 2000 г. вышел Blender 2.0 – в этой версии программы был представлен встроенный игровой движок.
К сожалению, NaN столкнулась с рядом проблем: амбиции компании не соответствовали реалиям рынка. После провала Blender Publisher (продукта для распространения медиа-контента Blender в интерактивной сетевой среде), инвесторы прекратили финансирование NaN, что означало прекращение разработки Blender. Однако к этому времени уже существовало многотысячное сообщество пользователей, которые ждали обновлений и дальнейшего развития пакета. Тон просто не мог позволить стать историей такому замечательному проекту.
В марте 2002 г. он основал некоммерческую организацию Blender Foundation, основной целью которой было продолжение разработки Blender в качестве свободного программного обеспечения. В июле 2002 г. инвесторы NaN согласились продать интеллектуальную собственность и права на исходные коды Blender за 100 000 евро. Энтузиасты организовали сбор пожертвований, и нужная сумма была набрана за семь недель. 13 октября 2002 г. Blender был выпущен под лицензией GNU General Public License (GPL). Разработка программы продолжается по сей день – в ней участвуют добровольцы со всего мира под руководством изначального автора Blender, Тона Розендаля.
В 2008 г. началась работа над проектом Blender 2.5, который предусматривал значительное обновление пакета: эволюцию пользовательского интерфейса, системы доступа к данным, системы анимации, улучшение скриптового API и множество других изменений. Blender был фактически переписан заново – с учетом современных технологий и пользовательских отзывов. Первая альфа-версия Blender 2.5 была представлена на SIGGRAPH 2009. После этого потребовалось несколько лет, чтобы оптимизировать программу, исправить все ошибки и недочеты, а также реализовать все прежние функции пакета. На сегодняшний день эту работу можно считать завершенной. В 2011 г. состоялся релиз Blender 2.57 – первой стабильной версии в новой ветке программы.
Что такое свободное программное обеспечение?
Свобода программы означает свободу использовать, копировать, распространять, изучать, изменять и улучшать ее. Если быть точным, вы получаете полное право использовать программу в любых законных целях, копировать ее и передавать копии своим друзьям и другим людям, не становясь при этом «пиратом», а также изучать работу программы, улучшать и модифицировать ее, чтобы она работала так, как вам это нужно (это предполагает доступ к исходным текстам программы). При этом вы не обязаны спрашивать разрешения на эти действия или платить за него.
«Свободная программа» не значит «некоммерческая». Свободная программа доступна для коммерческого использования и распространения. Продажа свободных программ не является чем-то из ряда вон выходящим; такие программы существуют и довольно успешно. Может быть, вы заплатили деньги за то, чтобы получить свободные программы, а может быть, они вам достались бесплатно. Но независимо от того, как вы получили свои копии, вы всегда вольны копировать и изменять их.
Blender является одновременно бесплатным и свободным программным обеспечением. Любой желающий может безвозмездно загрузить копию Blender из Интернета, установить на любом количестве компьютеров и пользоваться программой безо всяких ограничений. А программисты могут свободно изучать ее исходные тексты, изменять их и делиться своми измененными версиями с другими людьми. Такую свободу предоставляет лицензия GNU GPL, о которой стоит сказать отдельно.
Идеологом современного движения за свободу программ является американский программист Ричард Мэттью Столлман – основатель Фонда свободного программного обеспечения (ФСПО или FSF), автор нескольких крупных свободных программ и лидер проекта по созданию полностью свободной операционной системы – GNU. Для защиты прав авторов и пользователей свободных программ и юридического обоснования идеи свободного ПО, Ричард Столлман разработал специальную лицензию – General Public License (Универсальная общественная лицензия), сокращенно GPL. Одна из характерных ее черт заключается в том, что GPL гарантирует так называемый «копилефт» или «авторское лево» – условие, требующее, чтобы все измененные версии свободной программы были также свободными. Иными словами, GPL «запрещает запрещать». Таким образом, никто не может безнаказанно «украсть» свободную программу, изменив в ней несколько строк кода и присвоив себе авторство. На сегодняшний день очень многие свободные программы распространяются именно под GPL.
Подробнее о GPL, проекте GNU и свободном программном обеспечении Вы можете узнать на сайте http://www.gnu.org.
Открытые фильмы
Появившись как внутренний инструмент для узкого круга пользователей, Blender превратился в один из самых крупных и значимых открытых проектов современности. Не последнюю роль в этом сыграли короткометражные анимационные фильмы от Blender Foundation, в создании которых участвовали лучшие художники из онлайн-сообщества Blender. «Elephants Dream» и «Big Buck Bunny» стали первыми в истории кинематографа полностью открытыми мультфильмами, при создании которых испорльзовалось исключительно свободное программное обеспечение. В 2008 г. вышла также открытая компьютерная игра «Yo Frankie!», разработанная на движке Blender. В 2010 г. состоялась премьера фильма «Sintel», ставшего настоящим «блокбастером» в мире свободного кино. В 2012 г. вышел первый открытый игровой фильм «Tears of Steel», все спецэффекты в котором были сделаны в Blender, а в 2015 г. Blender Foundation представили короткометражный анимационный фильм «Cosmos Laundromat», победивший на анимационном фестивале SIGGRAPH 2016 в номинаци «выбор жюри».
Все материалы фильмов Blender Foundation находятся в свободном доступе по лицензии Creative Commons Attribution (СС-BY).
Введение¶
Добро пожаловать в Blender, свободно распространяемый 3D редактор с открытым исходным кодом.
Blender используется для создания трёхмерных визуализаций, таких как статичные картинки, видео и интерактивные видео-игры.
Blender отлично подходит как индивидуальным разработчикам, так и небольшим студиям, которые извлекают пользу от единого производственного конвейера и отзывчивого процесса разработки.
Blender является кроссплатформеттным приложением и запускается на Linux, macOS и MS-Windows. Также он потребляет относительно малое количество памяти и требует меньше места на диске, по сравнению с другими программыми для 3D-моделирования. Для отрисовки своего интерфейса Blender использует OpenGL, что позволяет ему выглядеть одинаково на всех поддерживаемых платформах.
Blender 2.5 и открытая сцена с Big Buck Bunny.
Кто использует Blender?¶
Blender содержит широкий набор инструментов, что делает его пригодным для производства почти любого рода медиа-продукции. Люди и студии по всему миру используют его для создания хобби-проектов, рекламных роликов, художественных фильмов, игр и других интерактивных приложений, например, для научных исследований.
Зайдите на страницу с историями успеха наших пользователей на основном сайте Blender’а для ознакомления с большим количеством примеров.
Ключевые особенности¶
- Blender является полностью интегрированным пакетом для создания трёхмерного содержимого, обладающий внушительным набором инструментов на все случаи жизни, включая инструменты для моделирования , визуализации , анимации , редактирования видео и создания визуальных эффектов , композитинга , текстурирования , риггинга , поддерживает множество типов симуляций и инструменты для создания игр .
- Кросс-платформенный, с графическом интерфейсом на OpenGL, одинаковым на всех платформах (и настраиваемым посредством скриптов на Python).
- Высококачественная 3D-архитектура, обеспечивающая быстрый и эффективный рабочий процесс.
- Отличная поддержка сообщества на форумах и через каналы IRC (в основном, на английском языке).
- Небольшой размер исполняемого файла, может быть полностью портативным (не требует установки).
Последнюю версию Blender’а вы можете скачать здесь.
Отрисованная картинка в процессе пост-обработки.
Blender может использоваться для выполнения самого широкого спектра задач, поэтому он может показаться сложным при изучении основ. Однако, обладая чуточкой мотивации и правильным учебным материалом, можно ознакомиться с Blender’ом всего за несколько часов практики.
Это руководство – хороший старт, хоть и служит больше как справочник. Также существует множество обучающих онлайн видео-уроков на специализированных сайтах и несколько книг и обучающих DVD, доступных в магазине Blender’а и в облаке Blender’а.
Несмотря на все эти возможности, Blender остаётся всего лишь инструментом. Великие художники не создают шедевры одним нажатием кнопки или росчерком пера, они изучают такие предметы, как человеская анатомия, композиция, свет, принципы анимации и так далее.
Программы для создания 3D-содержимого, такие как Blender, добавили дополнительные технические сложности и жаргон, связанный с используемыми технологиями. Такие термины, как UV-развёртка, материалы, шейдеры, полисетки и подповерхностное рассеивание повсеместно используются в цифровом искусстве и их понимание, даже поверхностное, поможет вам использовать Blender наилучшим образом.
Так что продолжайте читать это руководство, изучайте отличный инструмент, которым является Blender, будьте открытыми к другим художественным и техническим областям, и вы тоже сможете стать великим художником.
© Copyright : This page is licensed under a CC-BY-SA 4.0 Int. License.
Blender foundation что это за программа
Программа Blender — это пакет для создания трехмерной компьютерной графики. Её используют для 3D моделирования и визуализации — они нужны для различных сфер деятельности.
В первую очередь они необходимы для 3D модельеров — они создают 3D модели персонажей, зданий, техники животных для игр, и реже в киноиндустрии.
Во вторую очередь это необходимо для профессии визуализатор. Визуализация интерьеров помещений, экстерьеров, выставочных стендов.
В третью очередь это дизайнеры. Для создания наружной рекламы, печатной продукции, а так же дизайна сайтов. Чаще гораздо проще и быстрее смоделировать объект в нужном ракурсе, чем искать его и подбирать ракурс или рисовать, и получается гораздо реалистичнее, так как при визуализации объекта учитывается физические особенности объектов. А если необходимо включить в дизайн объекты, которые не существуют в реальном мире, то их можно только смоделировать или нарисовать. Так как программа является векторной, у вас получатся очень качественные картинки в результате. Даже на баннерах по качеству они будут выигрывать по сравнению с фотографиями.
Также Blender будет полезен для Анимации и спецэффектов — используется в киноиндустрии для создания полнометражных и короткометражных мультфильмах, в рекламной продукции (реклама по телевидению), для эффектной презентации, например, при строительстве жилого комплекса или будущего ремонта в квартире. А также при использовании в пост-обработке, создания различных спецэффектов в фильмах и их монтаж, совмещение 3d и видеоряда, и анимации персонажей в видеоиграх.
Создание интерактивных игр используя движок Блендер. Но чаще всего используют сторонний игровой движок.
Что же умеет этот пакет 3D графики и чем он приметен:
Во первых он является свободным движком 3Д моделирования — это означает, что вы можете его использовать как в личных, так и в коммерческих целях. А так же у него есть открытый исходный код, что позволяет при навыках программирования изменять эту программу по своему усмотрению.
Во вторых это объем дистрибутива он составляет порядка 50 мегабайт.
В третьих в него уже интегрировано 6 движков рендеринга, включено по умолчанию 2 Cycles Render и Blender Render.
В четвертых вы можете подключать сторонние как платные так и бесплатные движки рендеринга такие как V-Ray.
В пятых можно работать со скульптурном и ощутить себя профессиональным скульптором. На вооружении в blender имеется большое количество инструментов.
В шестых при сохранении проекта можно все текстуры и ресурсы сохранить в едином файле и они никогда не потеряются как это бывает в других 3d редакторах.
В седьмых он имеет множество языков как интерфейса так и подсказок. Так что проблем с языком возникнуть не должно.
В восьмых можно создавать анимацию (видеоролики, полнометражные и короткометражные фильмы).
Работать с редактором видео (редактировать видео и совмещать с объектами 3D сцены и анимацией).
Возможность постобработки (добавление эффектов уже к готовому видео).
Единственный недостаток у blender по-моему мнению плохая документированность. Так обычно бывает у свободных пакетов. Это мы как раз и будем исправлять.
Если вы не связаны с профессиями, которые я перечислил или с графикой и дизайном, так зачем же она нужна именно вам спросите вы?
Если вы школьник эта замечательная программа позволит вам развить пространственное мышление, делать замечательные открытки друзьям или родственникам, видеоролики и персонажей. Вполне возможно, что это окажет вам неоценимую помощь к выбору будущей вашей профессии.
Если вы ещё студент эта программа позволит вам прекрасно провести время и заработать, например, создание дизайнов сайта, логотипов, рекламных роликов или баннеров.
Что такое Blender, и почему он набирает популярность у 3D художников?
Blender – бесплатная программа для 3D моделирования с открытым исходным кодом и мощным функционалом. В ней можно делать работы на уровне студийного софта, по качеству не уступающие Netflix. Инструменты Blender позволяют создавать отличные мультфильмы, крутые спецэффекты, персонажную анимацию и многое другое.
Чем хорош Blender
Blender – универсальное ПО, ведь в нем есть все, что нужно 3D-художнику. Бесплатность повышает привлекательность, дистрибутив на русском языке упрощает использование.
Как и любая программа с открытым кодом, Blender довольно быстро развивается. Фан-сообщество активно генерирует идеи, создает туториалы и плагины. Команда профессиональных разработчиков внедряет пожелания пользователей и регулярно выпускает обновления.
Казалось бы, ПО с развитым функционалом должно предъявлять большие требования к ПК, но к Blender это не относится. Дистрибутив программы «весит» чуть более 200 Мб, он устанавливается на любой компьютер и спокойно помещается на флешку.
Blender больше не является нишевым инструментом и уже завоевал популярность среди крупных студий. Пример трейлера нового сериала от Нетфликс, сделанного в Blender.
Возможности и инструменты
По поводу Blender специалисты говорят так: если не получается добиться нужного результата, то нужно правильно использовать встроенные инструменты. или найти подходящий плагин. Программа гибко настраивается под пользователя и позволяет создавать реальные шедевры. Вот краткий перечень ее возможностей.
- Полнофункциональное моделирование и 3D скульптуринг с созданием объектов из виртуального материала типа глины. Лепите модели из кубиков и других примитивов, работайте специальными кистями.
- Нодовая структура и процедурная генерация. Задавайте свойства материалов с помощью нодов: отражающие, матовые, зеркальные, преломляющие и др. Сложные настраиваемые модели с простым возвратом к итерациям легко создать буквально в пару кликов.
- Модификаторы генерации, деформации и пр. Изменяйте и сглаживайте объекты, воссоздавайте гравитацию и другие физические процессы.
- Анимация на базе кеймфреймов. Добавьте ключевые кадры, все остальное Blender сделает самостоятельно
- Ручное рисование с помощью Grease Pencil. Объект 2D легко преобразуется в 3D с приданием объема. Инструмент, не имеющий аналогов.
- Текстуринг. Работайте с готовыми текстурами, используйте визуальное программирование реалистичных или фантастичных текстур.
- Редактирование видео. Комбинируйте видеофайлы и каналы, добавляйте визуальные эффекты. Редактор – удобный встроенный инструмент.
- Создание библиотек объектов. Заполнение сцен готовыми объектами занимает буквально минуты.
- Гибкая кастомизация рабочего пространства. Настраивайте интерфейс программы под себя.
- Рендеринг на базе движков Cycles и Eevee. Первый дает возможность создавать крутые реалистичные рендеры, но для работы требует времени. Второй – обеспечивает визуализацию в реальном времени, а также предпросмотр сцен.
- Композитинг на основе нодов. Добавляйте эффекты и цветокоррекцию слоями, собирайте финальные кадры с графикой и виде
Blender представляет собой легкий в освоении инструмент с функционалом профессионального уровня, который охотно используют даже крупные студии. Так, база 3D-моделей NASA содержит множество объектов в формате .blend. С помощью Blender созданы сцены из сериала «Мир дикого запада», фильмов «Человек-паук-2» и «Золотой компас».
Войти в когорту 3D-профи – непросто. конечно, если не знать о Blender. Программа идеально подходит для освоения трехмерного дизайна – от самых азов до всех его возможностей. Благодаря Blender рынок 3D художников быстро расширяется, и их работы становятся доступнее.
На последок, мы приложим короткий мультфильм, сделаннный пользователем Blender: