Cpi на мышке что это
Перейти к содержимому

Cpi на мышке что это

  • автор:

Что такое DPI мыши и как его настроить: 10 примеров удачных сенсоров

За ход мыши отвечает сенсор. Именно к нему относится DPI. Поэтому, когда приходится выбирать грызуна, так важно обращать на модель сенсора. Если производитель установил качественную оптику, мышка будет послушной.

Что такое DPI игровой мыши

Что такое DPI

Терминологию DPI (Dots per inch) чаще используют при описании характеристик цифровой техники: принтеров, сканеров. В случае офисного или игрового манипулятора DPI — это число пикселей на экране, на которое переместится указатель мыши при пробеге грызуна по коврику на 1 дюйм (около 2,5 см).

Чем выше DPI, тем быстрее мышь бежит по ковру. Предположим, ваша мышка настроена на 400 DPI. Переместите ее на дюйм — указатель передвинется на 400 точек на экране. При изменении настройки с 400 до 800 DPI подвижность манипулятора вырастет вдвое. В этой связи DPI часто называют чувствительностью мыши. Такое определение вполне корректно, но следует учесть, что чувствительность и точность в данном случае совершенно разные вещи. Чем выше скорость автомобиля, тем сложнее вписываться в повороты. С манипуляторами аналогичная ситуации. Для скрупулезной работы с мелкими графическими объектами, например, в Фотошопе, высокое DPI не подойдет.

Производители предлагают геймерские мыши с максимальной чувствительностью более 10 000. Такой подход основан на маркетинге, поскольку большинству киберспортсменов хватает трехзначных DPI. С другой стороны, впечатляющий потолок DPI является косвенным доказательством продвинутости сенсора.

Оптимальные показатели DPI

Разобравшись что такое DPI, перейдем к выбору параметра с учетом характера деятельности пользователя:

  1. Офисные мыши. Выбор в пользу грызуна с высоким DPI означает немалую стоимость гаджета, а для работы с документами, серфинга в интернете, соцсетей и почты дорогой сенсор не нужен. Если не сидите часами за играми, не занимаетесь монтажом видео и работой с графикой, ваши потребности сможет удовлетворить бюджетная мышка с DPI в районе 1200-3200.
  2. Работать с графическими редакторами сложнее, чем с Word и Excel, но и в этом случае чувствительность мыши не главное. Вам не придется управлять курсором с сумасшедшей скоростью, поэтому дорогущий сенсор себя не оправдает. Гораздо важнее, чтобы мышка удобно лежала в руке, не перегружала кисть при длительной работе. Достойным выбором будет манипулятор, DPI которого в диапазоне 3200-12000. Такой грызун станет хорошим помощником даже при работе на 4К-мониторе.
  3. Игровые мыши — особая тема. В них важно все: эргономика, вес, дополнительные кнопки, функциональность, дизайн, софт, и конечно, чувствительность. Пользователи, часами зависающие в играх, обычно предпочитают выставлять 400 или 800 DPI, но при покупке мышки они ориентируются на высокотехнологичные игровые модели с максимальной чувствительностью 3200-16000.

Как узнать DPI мыши

Определить чувствительность манипулятора можно, посмотрев характеристику на сайте, коробке, корпусе, в документации. К альтернативным вариантам относятся уведомления, онлайн-проверка, мышиные утилиты. А теперь обо всем по порядку.

С помощью спецификаций

Можно получить информацию о чувствительности мыши, посмотрев характеристики в интернет-магазине, в котором покупали грызуна, или на сайте производителя. Кроме DPI в интернете чувствительность еще называют разрешающей способностью, разрешением датчика или сенсора. При покупке в офлайне взгляните на коробку, там тоже есть соответствующая инфа. Еще одно возможное место размещения характеристики — на брюшке манипулятора среди модели, артикула и других сведений. И не стесняйтесь пользоваться консультациями продавцов: они охотно подскажут, как посмотреть DPI подошедшей мышки.

Интернет-магазины, кстати, указывают чувствительность не по всем моделям. Иногда вместо этой характеристики пишут максимальное ускорение. Имеется в виду величина, при которой мышь при резком движении теряет плоскость, и курсор улетает за пределы экрана. В результате игрок теряет контроль над ситуацией, на какое-то мгновение становится легкой мишенью. Высокое ускорение мышки — страховка от таких неприятностей. Однако максимальное ускорение руки, управляющей манипулятором, — 20-30 G. Если в спецификации пишут 30 G, этого хватит за глаза.

Многие игроки вообще отключают ускорение мыши, поскольку эта величина оказывает на геймплей двоякое влияние. С одной стороны, курсор быстро разгоняется, но с другой им сложнее управлять. А при стрельбе все-таки важнее точность.

Также заодно не помешает обратить внимание на частоту опроса. У игровых моделей она обычно составляет 1000 Гц. Чем выше эта величина, тем чаще сенсор «считывает» поверхность.

С помощью уведомлений

У многих игровых мышей есть кнопочное управление DPI. Обычно функционал реализован в виде одной или двух кнопок на корпусе выше колесика. Возможны также другие варианты:

  • Переключатель на брюхе мышки,
  • переключение с помощью нажатия или удержания дополнительной боковой кнопки манипулятора,
  • нажатие на боковую клавишу с прокруткой колесика.

Для продвинутых моделей пишут специальные программы, которые устанавливаются автоматически вместе с драйвером или их приходится инсталлировать вручную. Некоторые мышиные утилиты умеют показывать уведомления при кнопочном изменении чувствительности. Достаточно обращать внимание на информацию, появляющуюся в правой нижней части экрана после нажатия соответствующей кнопки на корпусе грызуна. Такой нехитрый способ поможет проверить DPI мыши как при увеличении, так и при уменьшении чувствительности.

С помощью софта, разработанного для настройки мышки

Не все мышиные программы показывают уведомления при изменении чувствительности манипулятора, но в каждой можно посмотреть текущее значение DPI. Примеры:

  • Утилита Razer Synapse. Открываем вкладку «Мышь», далее заходим в «Эффективность». Смотрим текущий уровень чувствительности, там же есть частота опроса.
  • Прога HyperX NGenuity. В меню «Разрешение» смотрим значения уровней чувствительности. Рядом с ними есть параметры подсветки.
  • Приложуха ROG Armoury II для мышей серии Asus ROG. Заходим в Performance (производительность). В этом окне программа также показывает 2 значения чувствительности с включенной и выключенной подсветкой. В нем же можно посмотреть угловую привязку, частоту опроса, ускорение/замедление курсора, отклик кнопок.
  • Прога MSI Gaming Center — многофункциональная утилита для управления игровыми гаджетами. Жмем на кнопку с изображением мыши, выбираем вкладку Sensor, в ней есть чувствительность.

Весь этот софт написан, естественно, не только для того, чтобы пользователи могли узнать DPI мыши, определить, как дела с частотой опроса и прочими параметрами. Главная задача утилит — обеспечить возможность точной настройки манипулятора.

С помощью онлайн-сервиса Mouse Sensitivity

В принципе, чувствительность можно измерить без всяких онлайн-сервисов с помощью программы Paint. В фигурах выбираем кривую и проводим более-менее прямую линию на листе стандартного графического редактора Windows. При этом перемещаем мышь на 1 дюйм. Смотрим в нижней части окна количество пройденных пикселей, это и есть DPI.

Нечто подобное можно проделать с помощью сайта Mouse Sensitivity. В левой части главной страницы веб-ресурса есть разделы, выбираем посвященный анализу DPI. Он то и будет нужен для проверки. Но перед ней нужно посмотреть: отключена ли повышенная точность указателя. Если этот параметр активен, определение чувствительности пройдет некорректно. Найти его можно по пути: Панель управления — Мышка — Параметры указателя — Раздел «Перемещение».

как посмотреть dpi мышки

Проверка в Mouse Sensitivity заключается в следующем:

  • В поле Target distance ставим «1».
  • Проводим курсором от красной мишени вдоль линейки вправо, перемещая мышку на 1 дюйм. При этом вы не должны выйти за границу экрана.
  • Получаем значение чувствительности в поле Actual DPI.

Оба метода — с помощью Paint и Mouse Sensitivity — не отличаются высокой точностью, но они укладываются в определение чувствительности манипулятора. Их смысл понятен пользователям, которые знают, что такое DPI компьютерной мыши.

Для проверки медленных манипуляторов в Target distance вместо «1» можно ставить 2 дюйма, но тогда двигать грызуна придется в 2 раза дальше. Можно сменить единицу измерения, выбрав в меню Units сантиметры.

как проверить dpi мыши

Как настроить DPI на мышке

Теперь попробуем разобраться, как настроить DPI (CPI) на мышке. CPI — альтернативное название чувствительности. В нем вместо точек на дюйм (dots) фигурируют считывания (counts), отсюда бука «С» вместо «D» в названии. Настройка чувствительности зависит от категории мыши:

  • Бюджетный гаджет. В этом случае установить точное значение DPI не получится. Можно только менять скорость движения курсора. Для этого нужно открыть раздел «Перемещение» в настройках мыши в Windows, путь к которому прописан в предыдущей части статьи.
  • Игровая мышка без софта. Выбираем чувствительность, нажимая на дополнительные кнопки или другим аппаратным способом. Точное значение DPI, например, 777, выставить не получится: придется выбирать, к примеру, между 400, 800, 1200 и т.п.
  • Игровой манипулятор с софтом. Функциональность топовых мышей дополняют утилиты, которые дают возможность менять чувствительность с точностью до единицы.

как настроить dpi на мышке

Напоследок таблица надежных сенсоров Pixart:

Модель сенсора

Эти датчики чаще устанавливают на игровые мышки. Все они хороши для динамичных игр, однако на качество геймплея влияют также другие параметры грызуна: эргономика, вес, ножки. Так что не зацикливайтесь на этом показатели, подходите к вопросу выбора комплексно.

Игровые мышки: разрушаем популярные мифы и выбираем классные модели на любой кошелёк

Привет, Хабр! Сегодня мы поговорим про игровые мышки. Разберёмся, какими они бывают, сравним характеристики моделей для гейминга и офисной работы, постараемся понять, что именно определяет их предназначение и рационально ли в принципе выделять отдельную категорию компьютерных манипуляторов как таковую.

Для многих главным критерием игровой мышки сегодня служат те особенности, которые «подсвечивают» сами производители. В основном это DPI, IPS (и чем выше, тем лучше), кабель в тканевой оплётке, защищённый от истирания, и, конечно, адресная подсветка — куда без неё. Но поскольку эти характеристики нередко применимы даже к офисным манипуляторам, предлагаю сосредоточиться на реальных преимуществах игровых мышек, которые и делают их таковыми, а также определиться, так ли много они значат?

Сенсор игровой мыши: какой лучше?

Сенсор — один из главных компонентов любого манипулятора. От него зависит, как быстро мышь будет регистрировать перемещения руки, насколько хорошо она будет сохранять устойчивость курсора и насколько тяжело будет сбить её с толку при резких движениях. В офисных задачах всё это не имеет особого значения, но в играх, когда счёт идёт на миллисекунды, хороший сенсор при условии грамотных действий с вашей стороны может поспособствовать вашей победе в очередной катке. Но обо всём по порядку.

Сенсоры современных манипуляторов принято делить на оптические светодиодные и оптические лазерные. При этом большинство копирайтеров почему‑то живописуют первые как сугубо офисные, а вторые — как исключительно игровые. Ошибочное позиционирование в данном случае связано с более высокой чувствительностью лазерных мышей, которая якобы должна стать преимуществом в играх. Но это не совсем так.

Оптические светодиодные сенсоры состоят из собственно светодиода, линзы и КМОП‑сенсора, который также называют камерой. Светодиод, расположенный под острым углом к подошве мышки, непрерывно излучает свечение. Оно требуется для распознавания микроскопических неровностей на поверхности. Так мышь определяет перемещения: камера с молниеносной скоростью распознаёт тень от неровностей, за счёт чего и регистрируется смена координат. Для таких мышек лучше, если они работают не на голой поверхности, а на чуть шероховатой. Поэтому не забывайте про коврики.

Оптические лазерные мыши устроены точно так же, но вместо светодиода в качестве элемента для распознавания неровностей они используют лазерный диод. Он излучает свет в невидимом человеку инфракрасном спектре, но его ключевое отличие заключается даже не в этом (светодиодные тоже бывают бесцветными), а в более высокой чувствительности. Благодаря ей манипуляторы с лазерным сенсором можно использовать даже на стеклянном столе без коврика.

Оптическая мышь или лазерная

Кажется, что более высокая точность — это преимущество лазерных мышек, которое обязательно должно пригодиться в играх. Ведь чувствительность — как раз та характеристика, которая нужна для своевременной реакции. Особенно в шутерах, когда резкий поворот и выстрел могут стоить вам партии. Но точность лазерных моделей в играх избыточна.

Объёмы информации о поверхности, которые они собирают, слишком велики. Для динамичных сцен это может быть и хорошо, но в ситуациях, когда сверхвысокая скорость не требуется, лазерные мыши неудобны. При медленном ведении курсора (читай прицела) могут проявляться дрожания, из‑за чего нормально прицелиться будет невозможно. Ведь это для вас мышь проходит совсем небольшое расстояние с минимальной скоростью, а супер‑точный лазер будет реагировать даже на мельчайшие неровности на поверхности, смещая курсор и провоцируя те самые дрожания.

Большинство игровых мышек, которые можно встретить на рынке, — оптические светодиодные. Это видно по ассортименту тематических магазинов. Если вы откроете фильтры и перейдёте в раздел выбора типа сенсора, то увидите, что лазерных манипуляторов в продаже — единицы, а светодиодных — в десятки, если не сотни раз больше. Более того, многие производители геймерского оборудования в принципе не делают лазерных мышек.

На что влияет DPI мышки

DPI (dots per inch), или CPI (counts per inch) — это характеристика, обозначающая разрешение сенсора мышки. Обычно именно её выпячивают все производители и вынуждают новичков ориентироваться на неё по принципу «больше — лучше». Она обозначает точность, с которой сенсор мыши регистрирует перемещения.

DPI обозначает количество точек, которые преодолевает курсор на каждый пройденный мышью дюйм, а CPI — количество считываний, которые выполняет сенсор при перемещении на то же расстояние (обычно считывания = количеству пройденных точек). Эти понятия принято считать синонимичными, хоть технически это не совсем одно и то же.

Сколько в реальности нужно DPI? Хорошо, если этот показатель составляет порядка 3000. Но в основном вы будете видеть мыши, у которых он окажется больше, а производители могут при помощи обновлений ПО повысить разрешение сенсоров, достигая совсем уж заоблачных показателей.

Хороший пример — Logitech G403 HERO Gaming 910–005 632. На момент выхода эта мышка предлагала 16 000 DPI. Но после программного апдейта количество считываний выросло до 25 600. Зачем так много? Ну, потому что техническое устройство сенсора позволяет. Но использовать все 25 тысяч DPI совсем необязательно и даже вредно. Производители это понимают и чаще всего позволяют пользователям вручную менять настройки сенсора. Для этого они предлагают специальное ПО, где в числе прочих параметров можно отрегулировать и DPI.

Некоторые мышки имеют встроенную память, которая позволяет ей самой хранить определённые настройки и макросы. Таким образом пользователи могут применять их в горячем режиме, не прибегая к помощи ПО. Но не все игры позволяют использовать макросы или разного рода улучшения вроде автоматического подавления отдачи при стрельбе. Разработчики считают, что это нечестно и зачастую просто блокируют использование читов. Если интересно, гуглите «блокировка A4Tech в Rust».

В плане настроек та же G403 ограничивает пользователя намного меньше других, поскольку верхний потолок у неё гораздо выше. Но для моментального «прохождения» курсором 4К‑монитора хватило бы всего 3200 DPI. Так что высокое разрешение — это не синоним хорошей мышки. Тем более, что игры имеют собственные настройки чувствительности. В результате при выставлении этого параметра на двойку 400 DPI дадут эффективный DPI на уровне 800.

IPS (inches per second) — это характеристика, обозначающая постоянную скорость, с которой мышь может двигаться, не теряя способности считывать поверхность. По стандарту IPS бывает равен 300–400, что само по себе уже немало, но встречаются и более скоростные мышки. Например, Razer Basilisk Ultimate разгоняется до 650 д/с. Если перевести их в метры в секунду, то получится примерно 16 м/с. Человеческая рука не может двигаться с такой скоростью, так что эти цифры — чистой воды маркетинг. Переплачивать за более высокий IPS, если он выше стандартных показателей, я бы не стал.

С IPS неразрывно связан такой показатель как Acceleration, иначе ускорение. Для его выражения используется величина G — та, что в авиации обозначает интенсивность перегрузок. Применительно к игровым мышкам она обозначает именно моментальное ускорение, которое та способна выдержать одномоментно перед «потерей» поверхности, когда курсор просто улетает, если вы слишком сильно дёрнули мышь. Проявление этого эффекта в играх просто недопустимо, потому что любое резкое движение может спровоцировать дизориентацию.

У большинства недорогих игровых мышей вне зависимости от цены показатель максимального ускорения составляет около 20–30G. Например, у Razer Viper Mini, относящейся к начальному ценовому сегменту, это 35G. У более дорогих моделей этот показатель будет ещё выше. Встречаются манипуляторы с ускорением 50G вроде HyperX Pulsefire FPS Pro и больше.

Насколько оправдан этот запас с практической точки зрения? Тут мнения расходятся. Кто‑то считает, что высокий показатель ускорения позволяет мыши лучше реагировать на резкие движения, а кто‑то наоборот полагает, что так производители просто заигрывают друг с другом. Но природа человеческих мышц не позволяет придать мыши ускорение даже в 10G, не говоря о более высоких показателях.

В контексте ускорения нельзя не вернуться к DPI. На первый взгляд, эти параметры имеют друг к другу довольно посредственное отношение, но простейшие исследования показали, что невысокие показатели DPI могут оказывать отрицательное воздействие на ускорение мыши. Иными словами, если разрешение сенсора установлено на отметке ниже 3000 DPI, более высокая скорость движения мыши позволит курсору пройти меньшее расстояние, чем если скорость была бы постоянной. Условно это негативный аспект, поскольку снижает контроль над ситуацией в некоторых сценах. Но это, если вы заметите разницу, конечно.

Ну, и последняя характеристика, которая имеет значение в данном разделе нашей статьи, это LOD, lift off distance, или высота отрыва. Она измеряется в миллиметрах и от неё зависит, «сорвёт» курсор при перестановке мыши или нет. Среди профи считается, что чем меньше будет LOD, тем лучше. Хорошим показателем они называют 1 мм. Но, во‑первых, сегодня уже нет сенсоров, которые «рвут» курсор. А, во‑вторых, если вы не киберкотлета, разбег может быть и чуть больше. Я бы обозначил его в пределах 1–3 мм. Некоторые производители позволяют изменить его вручную, но в минимальных пределах. А поскольку проблемы срывов у современных сенсоров практически нет, то и регулировка становится как будто и не нужна.

Частота опроса игровой мышки

Получается, что по‑настоящему важных показателей для игровых мышей и нет? На самом деле все они важны. Просто технологии достигли того уровня развития, когда найти плохой манипулятор действительно стало нетривиальной задачей. Даже частота опроса сенсоров, которой также принято мериться, никогда не будет меньше частоты опроса USB.

Частотой опроса мыши называют скорость, с которой компьютер опрашивает её на предмет изменений её координат. Если частота опроса составляет 1000 Гц, это значит, что мышь передаёт информацию о своём местоположении в диапазоне от 0 до 1 мс. А, если этот показатель равен 125 Гц, то время распознавания, которое потребуется компьютеру, может составлять от 0 до 8 мс. Чем меньше будет эта задержка, тем выше окажется предсказуемость поведения мыши.

Можете бросить в меня тапком или что подвернётся под руку, но я бы выбирал мыши с максимальной частотой опроса. На сегодня это модели с 8000 Гц. Например, Razer Viper 8KHz. Это не самая дорогая мышь. Она стоит в районе 6000 рублей. Но её потенциал может ограничить ваш USB‑разъём. Так, частота опроса, которую поддерживает USB 2.0, по умолчанию не превышает 1000 Гц. Этот показатель можно нарастить путём разгона, и тогда все 8000 Гц будут работать как надо. Но для высокой частоты опроса нужна и высокая частота обновления монитора, который вы используете. Кроме того, надо учитывать, что режим повышенной частоты сильнее нагружает процессор.

Модели сенсоров для игровых мышей

Описанные выше характеристики мышей зависят от модели сенсора, которым оснащается конкретная мышь. Они могут иметь разные названия, но почти все они либо произведены компанией Pixart, либо основаны на её разработках. Выбрать сенсор мыши самостоятельно вам не дадут. Более того, нередко их даже в характеристиках не указывают. Поэтому узнать, какой сенсор стоит в конкретной мыши, до покупки может быть довольно‑таки затруднительно. Единственный выход — гуглить.

Топовые сенсоры, которых хватит с запасом как новичкам, так и профи:

Что такое DPI и CPI в мышке

В последнее время стало модным ассоциировать высокое значение DPI оптической мыши с высокой точностью её сенсора. Производители игровых девайсов в рекламных буклетах не стесняются прибавить десяток восклицательных знаков к цифре dpi своей новой «революционной мышки» (3200. DPI, 6400 DPI. 12000 DPI. ). Рынок диктует свои правила. Конечно, современный мир крайне технологичен, и у обычного человека просто не хватает времени разобраться во всяких телевизорах, андроидах, автомобилях и прочих модных штуках. Что уже говорить о какой-то мышке. Но мы попробуем разобраться, что же такое на самом деле DPI и зачем оно нужно.

Откуда растут ноги.

Для начала разберемся, каким образом у людей высокое значение DPI ассоциируется с высокой точность. Скорее всего, тут работает простая аналогия с фотоаппаратом. Все знают, 0.3 mpx (мегапикселя), как на старых телефонах – это плохо: смазанная картинка, плохо видны детали. А вот 8 mpx как в iPhone – это хорошо, потому что все видно очень четко. «Так, наверное, и в мышках», — думают люди, — «в них же тоже есть пиксели». Ведь DPI формально означает «Dots Per Inch», т.е. буквально «ТОЧЕК НА ДЮЙМ». Т.е. больше точек, — лучше видны детали поверхности, – следовательно, мышка может различать даже самые мелкие свои движения. И это позволяет в играх точнее наводить курсор/прицел. Вот и все объяснение. Правильно? Логично? Логично, но, к сожалению, В КОРНЕ НЕПРАВИЛЬНО!

Как работает оптическая мышь.


Сенсоры оптических мышек действительно работают по принципу фотокамеры – они постоянно фотографируют поверхность, по которой ездит мышь и, сравнивая между собой полученные снимки, определяют куда двигается мышь. А для регистрации снимков используются матрицы, состоящие из светочувствительных элементов, т.е. пикселей. Вот что собой представляют матрицы некоторых игровых сенсоров (также указано максимальное значение dpi):

Microsoft 3.0/1.1, сенсор MLT04 ST, 400 dpi, 22х22 светочувствительных элементов

Logitech MX518, сенсор Avago 3080, 1600 dpi, 30х30 светочувствительных элементов

Logitech G400, сенсор Avago 3095, 3500 dpi, 30×30 светочувствительных элементов

Как видно, размеры самих сенсоров в пикселях крайне невелики! Например для сенсора 30х30 общее число пикселей будет 30×30=900 px , в то время как даже у старого фотоаппарата на 0.3 мегапикселя размер сенсора будет 640х480=307200 px! Откуда тогда берутся числа DPI?

Оптическое разрешение мыши

Дело в том, что в оптических мышках, изображение поверхности, по которой мы водим мышь, попадает на сенсор через увеличивающую линзу (Рисунок 1). Увеличение необходимо, чтобы лучше различать текстуру поверхности. Если посмотреть на обычный черный коврик для мыши, то он вроде бы везде одинаковый. Но взгляните на него под микроскопом – и каждый миллиметр поверхности будет по-своему уникален! Таким образом, на сенсор оптической мышки попадает лишь небольшая часть поверхности в виде квадрата. Обозначим сторону этого квадрата L. Если сенсор имеет NxN светочувствительных элементов, то (следите за руками) значение DPI сенсора будет равно:

DPI = N/L
ИМЕННО ТАК!

Это так называемое «базовое» или «оптическое» разрешение мыши.

Очевидно, что для увеличения DPI, достаточно просто уменьшить площадь поверхности, которую будет видеть сенсор, т.е. поставить более сильную линзу. Но даже в этом случае сенсор будет работать с изображениями, полученными только своей маленькой матрицей. Поэтому DPI напрямую не имеет никакого отношения к точности мышки. Это просто характеристика, показывающая какую площадь поверхности охватывает сенсор, и зависит от свойств линзы и размера светочувствительной матрицы сенсора.

Тем не менее, на разных расстояниях сенсор может по-разному различать поверхность, лучше либо хуже. И именно это в наибольшей степени определяет точность сенсора!

Сильное увеличение (высокое значение dpi) приводит к тому, что в сенсор попадает слишком мало света и фотографии становятся «шумными» (вспомните цветные пятна на фотографиях, сделанных ночью). А слабое увеличение (низкое значение dpi) не позволяет сенсору «видеть» текстуру поверхности. Кроме того, качество самих светочувствительных элементов тоже играет важную роль. В современных игровых мышках базовое разрешение находится в диапазоне 400-800 dpi.

DPI vs CPI

Полученные матрицей фотографии сенсор сравнивает между собой и по смещению рисунков определяет направление и скорость движения мышки. При этом, минимальное расстояние, пройденное мышью, которое может физически зарегистрировать её сенсор – это расстояние, которое фиксирует по крайней мере ОДИН светочувствительный элемент. Т.е. при перемещении мышки на расстояние L сенсор может считать максимум N движений. Поэтому для мышек более правильным будет использовать аббревиатуру CPIcountsper inch, т.е. количество считываний на дюйм.

Для тех, у кого по-прежнему возникают трудности с пониманием dpi/cpi, предлагаю внимательно проанализировать следующую картинку (Рисунок 2).

DPI = CPI!

«Цифровое» разрешение мыши

Современные методы сравнивания изображений позволяют определять параметры движения с субпиксельной точностью. Т.е. даже если на матрице изображение сместилось всего на один пиксель, сенсор может определить смешение на 5-10 пикселей! В сенсоре Pixart PMW3366, соотношение «один пиксель — одно считывание» выполняется лишь при 800 dpi. А максимальные для этого сенсора 12000 dpi достигаются его возможностью выдавать 16 считываний на один реальный пиксель.

При таком подходе, требования к качеству исходного изображения становятся еще более жесткими. Любой лишний «шумок» может катастрофически влиять на качество трекинга. Именно поэтому, для большинства сенсоров КАЧЕСТВО ТРЕКИНГА ЛУЧШЕ НА НИЗКИХ DPI. Почему так?

Если еще раз посмотреть на рисунок с разными линзами, можно заметить, что пиксели на матрице показаны либо полностью белыми, либо полностью черными. Это сделано для упрощения понимания dpi. В действительности все не совсем так. Вот как выглядит реальное изображение поверхности, полученное сенсором мыши (logitech g502, PMW3366):

Фотографии поверхности, сделанные сенсором PMW3366

На самом деле, реальная картинка представлена различными градациям серого цвета. Но что самое важное — надо понимать, что при смещении изображения, цвет пикселей не изменяется мгновенно. При миграции светлого пятна с одного пикселя на соседний, их цвета изменяются постепенно. По степени изменения оттенка серого сенсор и определяет параметры движения мыши. При этом мы можем сами указать, насколько сильно должна измениться яркость, чтобы сенсор зарегистрировал смещение. И тем самым мы указываем сколько «цифровых» считываний мы хотим получить для одного реального смещения пикселя на матрице.

Цифровое увеличение dpi

Математически такой алгоритм работает очень точно. Но в реальности у любого фотоэлемента есть «шум». Это значит, что интенсивность цвета на нем может случайно изменяться, даже если мышь вообще никуда не движется. И если заставить сенсор ловить самые маленькие изменения яркости (т.е. установить очень высокие значение DPI/CPI!), то сенсор может принять случайное изменение яркости вследствие шума за реальное движение!

Зачем нам высокие dpi?

Считывания, выдаваемые сенсором, обрабатываются операционной системой. При стандартных настройках указателя мышки в Windows одно считывание означает перемещение курсора ровно на одну точку на экране. А количество точек на экране зависит от разрешения монитора. Если разрешение экрана установлено 1920*1680, то мышь с 1600 dpi пройдет весь экран слева направо, если её передвинуть на 1920/1600=1.14 дюйма, т.е. всего за три сантиметра, а мышь с 3500 dpi – за 1.5 см! Т.е. ЧЕМ БОЛЬШЕ CPI (DPI) ТЕМ БЫСТРЕЕ МЫШКА БЕГАЕТ ПО ЭКРАНУ! И это, пожалуй, единственное явное преимущество высоких CPI – они позволяют комфортно водить мышкой по экранам с большим разрешением. Правда, для сегодняшних разрешений вполне хватает и 1000-3000 cpi.

В 3D играх каждое считывания обрабатываются немного по-другому: одно считывание означает поворот на некоторый заданный угол. Как правило, этот угол имеет такую величину, что для комфортной игры будет вполне достаточно и 400 dpi.

Отметим, что в случае с мышкой Logitech MX518, минимальное расстояние, которое различит сенсор мыши при её перемещении будет равно L/N=1/DPI=1/1600 0,000625 дюйма, т.е. примерно 0,015 мм! В случае с Microsoft 3.0/1.1 (400 cpi) это расстояние будет равно 0,0625 мм. Очевидно, что чем больше CPI, ТЕМ СЛОЖНЕЕ навести мышку на конкретный пиксель на экране. Это похоже на прохождение гоночной трассы – вписываться в повороты легче на маленькой скорости (т.е. на малых CPI).

Отсюда мораль: ЧРЕЗМЕРНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ DPI ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА.

Однако это совсем не значит, что мышки с высокими значениями dpi плохие. Скорее наоборот. Высокое значение dpi чаще всего означает, что в устройстве действительно установлен мощный сенсор. Другое дело, что даже для самых лучших сенсоров dpi лучше ставить поменьше. А производителям нужны продажи, вот они и делают упор на большие цифры, это привлекает покупателей.

Переключение dpi

Есть один момент. Многие мышки имеют кнопку переключения CPI. Что это значит? Допустим мы переключились с 1600 cpi на 800. В этом случае, сенсор просто будет пропускать каждое второе считывание. А если переключимся на 400 dpi – сенсор будет пропускать 3 считывания из четырех. Именно по этой причине, мы говорим именно о максимальном значении CPI (DPI) сенсора. Выше него, увы, сенсор правильно работать не может. Что будет, если мы захотим наши максимальные значения 1600 cpi превратить в 3200? Мышь просто будет «придумывать» считывания, лежащие между двумя «реальными» считываниями. И такое явление не редкость. Кроме того, изменение CPI также может происходить «программно», например при помощи программного обеспечения мыши. Но это происходит уже вне сенсора, и далеко не всегда благополучно сказывается на точности и скорости отклика сенсора.

Практический урок. SS Kinzu V2 и SS Kana

Как ни странно, обе мышки имеют один и тот же оптический сенсор PixArt PAW3305. Размер матрицы 32х32 элемента. Единственное, чем они отличаются – это линзой. В Кане она увеличивает изображение в два раза слабее. Что в итоге? Поскольку сенсор Каны видит в два раза больше поверхности, это позволило чуть ли не вдвое увеличить максимальную скорость движения, при которой сенсор все еще считывает движения. В случае с Kinzu V2 любое резкое движение просто опрокинет ваш прицел в пол. Но есть и обратная сторона медали. Поскольку сенсор Каны видит в два раза больше поверхности, согласно формуле CPI=N/L, получится, что его реальные CPI уменьшаться в два раза! И если у Кинзу максимальное значение CPI равно 3200, то у Каны оно становится равным 1600. Но производитель SteelSeries заявляет для Каны максимальное CPI такое же как и у Кинзу, т.е. 3200. Вот и получается, что сенсору приходится просто вставлять между каждыми своими реальными считываниями одно придуманное, что приводит к ужасной точности Каны на 3200 CPI. Такие вот маркетинговые дела.

Узнаем что такое кнопка CPI на мышке и как ей пользоваться

О мышках

Автор Андрей Андреев На чтение 3 мин Опубликовано 20.07.2020

Всем привет! Сегодня разберем кнопку CPI — что это такое на мышке, зачем она нужна, как ей пользоваться и для чего. Так же где на беспроводной или на обычной мышке она обычно находится. О том, почему мышка отключается и включается сама по себе, можно почитать здесь.

Что означает DPI

Сегодня большинство используемых компьютерных манипуляторов — оптические. Они оборудованы сенсором, который считывает текстуру коврика или игровой поверхности и при перемещении мышки подает на контроллер сигнал, что нужно переместить курсор.

Мощность сенсора характеризуется таким параметром как DPI, что значит «Точек на дюйм». Грубо говоря, это означает, что при перемещении манипулятора на один дюйм указатель передвинется на определенное количество точек. «Родное», то есть оптическое разрешение сенсора, не увеличенное программно, обычно находится в пределах от 400 до 800 ДПИ.

Однако нужно учитывать, что сенсор работает не постоянно, а «рывками», с определенной частотой проверяя коврик. Соответственно, если герцовка сенсора будет ниже, он увидит меньше перемещений и меньше передвинет курсор.

Еще на этот параметр влияют настройки самой Windows. Если установить низкую чувствительность указателя, то даже самый высокий ДПИ не поможет — курсор будет перемещаться слишком медленно.

Высокий ДПИ — это не всегда хорошо. Например, если вы поклонник шутеров, быстрое перемещение указателя, который в игре трансформируется в прицел, не дает точно прицелиться, что делает ваши шансы попасть в противника минимальными. Особенно актуально это для снайперов, для которых точность — непременное условие победы в матче.

Указанное актуально для экранов «стандартного» размера, то есть не более 1920×1080. Для разрешения выше и ДПИ надо больше, ведь курсор приходится двигать на большее количество точек. Если у вас экран Ultra HD, достаточно мышки на 400-800 ДПИ. Для экрана 4К неплохо подойдет мышь с 1600 DPI.

Что же такое CPI

Все это я рассказывал, так как параметр CPI, фактически, производное от DPI, который сегодня уже устарел и толком не отображает качество сенсора манипулятора. Производители комплектующих ввели новый параметр CPI, что значит «считывании на дюйм». Он более точно характеризует позиционирование указателя. Например, мышь с 1000 ЦПИ при ее перемещении на 1 дюйм по коврику (2.5 см) передвинет курсор на расстояние 1000 пикселей. Этого, конечно мало. Для комфортного использования надо хотя бы 3000 CPI для экрана Ultra HD и 5000 CPI для разрешения 4К.

Многие игровые, а все чаще и обычные офисные мышки, например Bloody или Razer, оборудованы кнопкой CPI. Она расположена обычно рядом с колесиком и позволяет программно изменять разрешение сенсора, то есть переключать скорость указателя, как минимум в 2 позициях.

Пользоваться ею просто — нажимаете кнопку, и курсор перемещается немного быстрее. Если нажать еще раз, то еще быстрее. Третье нажатие сбрасывает скорость на минимум. Также с некоторыми мышками идет в комплекте фирменная утилита, с помощью которой можно настроить желаемое значение ЦПИ для разных позиций.

Для вас полезными будут публикации «Обзор мыши razer deathadder essential» и «Обзор logitech g102 prodigy». Буду признателен, если вы поделитесь этим постом в социальных сетях. До скорой встречи!

С уважением, автор блога Андрей Андреев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *