Кокпит
Список терминов, связанных с автогонками, и их кратких определений.
А
- Алеба́рда — то же что леденец.
- Аллея победы (англ.Victory Lane ) — зона в инфилде овальной трассы, где победитель гонки после финиша заводит свой автомобиль и где производится его чествование (применительно к США).
- А́пекс (англ.apex ) — точка гоночной траектории, ближайшая к внутренней стороне поворота.
- Апрон — внутренняя, плоская часть овальных трасс, отделяющая наклонный бэнкинг от внутренней части трассы (инфилда), на которой расположен пит-лейн. Апрон используется гонщиками для съезда с бэнкинга и движения к пит-лейн для совершения пит-стопа. От бэнкинга отделяется белой полосой, заезжая за которую, гонщик не имеет права совершать обгон.
Б
- Бамп-драфтинг — приём, используемый в гонках на овальных треках, когда находящиёся в слипстриме пилот ударяет бампером идущего впереди гонщика с целью придания ему дополнительного ускоряющего момента, в результате чего обе машины едут быстрее.
- Бо́ксы — помещение на гоночной трассе, отведённое для работы с автомобилем во время тренировок, испытаний и гонок. В боксах проводится подготовка машины к выезду на трассу, включая оперативный контроль её параметров, настройку подвески, элементов аэродинамики и т. п., а также проведение ремонтных работ, возможных в полевых условиях. Боксы объединены в комплекс, вместимость которого (количество рабочих мест, площадь и обеспечение которых регламентированы специальными требованиями, предъявляемыми FIA) — одна из характеристик автодрома, от которой зависит тип лицензии, позволяющей проводить соревнования или другие мероприятия того или иного уровня. К боксам относят и пространство, расположенное непосредственно перед ними — пит-лейн, на котором автомобиль останавливается во время пит-стопа.
- Боли́д — гиперболизированное определение гоночного автомобиля, введённое журналистами по ассоциации с раскалённым небесным телом (метеор, болид), стремительно рассекающим небосклон и исчезающим за горизонтом.
- Большой шлем — (по аналогии с теннисом) достижение гонщика, показавшего лучшее время круга в квалификации и гонке, лидировавшего в гонке от старта до финиша и одержавшего в ней победу. Большой шлем считается исключительным достижением в Формуле-1, хотя за него не дают ни очков, ни иных наград.
- Быстрый круг, боевой круг — круг в квалификации, который гонщик идет в максимально возможном темпе, стремясь показать наилучший результат. По итогам квалификации (по лучшему из быстрых кругов) определяется расстановка на старте гонки.
В
- Вре́менная трасса — трасса, не являющаяся специализированным автодромом. Временные трассы прокладывают на дорогах общего пользования, рулёжных дорожках аэродромов и в других подобных местах.
Г
- Гра́унд-эффе́кт (англ.ground effect ) — эффект, при котором под днищем автомобиля создаётся область пониженного давления воздуха, что увеличивает прижимную силу.
- Грув (англ.groove ) — 1) то же, что псевдослик. 2) В Америке так называется наезженная траектория, покрытая отработанной резиной с покрышек, благодаря которой сцепление с трассой повышается.
Д
- Джентльмен-драйвер (gentleman-driver) — транскриб английского термина, также имеющий хождение и в русском языке, и обозначающего непрофессионального водителя, оплачивающего своё участие в гонках и участвующего в них для удовольствия, нередко в собственной команде и на собственной машине.
- Дождева́я рези́на — шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку даже в дождь. Дождевые шины выполняются из особо мягкого компаунда и снабжаются глубокими частыми канавками для отвода воды. Также рассматривается смягчённый вариант дождевой резины — микст, с более редкими канавками. Дождевая резина используется реже, чем микст, так как обычно в случае сильного дождя гонку приостанавливают.
- Дра́фтинг — см. Слипстрим.
- Дубль — ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика, завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).
- Душ из шампа́нского — на подиуме после награждения кубками и гимнов в честь победителя и команды победителя пилотам вручаются бутылки с шампанским и они, взболтав его, поливают друг друга и других участников процесса, отмечая, таким образом, успешный финиш в гонке. Введена Дэном Герни в 1968 г. после победы в гонке 24 часа Ле-Мана.
З
- Закры́тый парк (фр.parc fermé ): специально отведённое место на автодроме, где действует особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающий их обслуживание за исключением особо оговоренных случаев и процедур. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов (гонок и, в некоторых сериях, квалификаций) для проведения технической инспекции, цель которой — убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента.
К
- Квалифика́ция — соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.
- Классифика́ция — итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определённого процента дистанции гонки (для Формулы-1 — не менее 90 %). Не вошедшие в классификацию гонщики не считаются финишировавшими и не получают очков.
- Клетчатый флаг — флаг, который показывается гонщикам на финише. См. Гоночные флаги.
- Ко́кпит (англ.cockpit ) — открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).
- Комиссары — обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада комиссаров обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии.
- Коушн (англ.caution ) — транскриб английского термина, обозначающего фазу гонки на овальных трассах, когда над всей трассой выбрасываются желтые флаги и на трассу выезжает автомобиль безопасности. После сбора пелотона работники трассы могут приступить к аварийно-спасательным работам и приведению трассы в порядок. После чего следует рестарт.
- Крю-чиф (англ. crew-chief) — транскриб английского термина, обозначающего руководителя бригады, обслуживающей одну машину. Объединяет в себе функции шеф-механика и гоночного инженера.
- Круг возвраще́ния в бо́ксы — круг в квалификации, на котором пилот в спокойном темпе возвращается в боксы (как правило, проехав свой быстрый круг и показав квалификационное время).
Л
- Ледене́ц — табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.
- Лоллипо́п (англ.lollipop — леденец) — человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота
- Лу́чший круг — самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке. Также Быстрейший круг.
М
- Ма́ршалы — то же, что комиссары
- Маши́на безопа́сности — то же, что и пейс-кар.
- Микст, или промежуточная рези́на — Шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.
- Монокла́сс — класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой спецификации, как правило, одного производителя. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.
Н
- Нон-стоп — тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.
П
- Па́ддок — специальное место, служащее для развертывания моторхоумов команд и пребывания высокопоставленных личностей.
- Пейс-ка́р (англ.pace car ), или машина безопасности — специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелотона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.
- Пелото́н, или пелето́н — множество машин, участвующих в гонке.
- Пило́т — то же, что и гонщик, водитель гоночного автомобиля.
- Пит-ле́йн (англ.pit lane ) — часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.
- Пит-сто́п (англ.pit-stop ) — остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.
- Пит-уолл — часть пит-лейна противоположная той, стороне, на которой располагаются боксы команд, где находятся командные мостики команд.
- По́диум — площадка, на которой производится чествование победителя, а также двух других гонщиков, пришедших вслед за ним — на «подиумных позициях» (или проще — «подиум»). Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского. В США подиумы могут предназначаться только для победителя. Цифра в статистике пилота в графе «подиумы» говорит о финише на одной из первых трех позиций.
- По́ул-пози́ция, по́ул (англ.pole position ) — первая позиция на стартовой решётке, которую занимает гонщик, выигравший квалификацию.
- Пра́ктика — см. Свободные тренировки.
- Прое́зд по пит-ле́йн (англ.drive-through ) — один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн. Также «Штрафной проезд».
- Псевдосли́ки (англ.pseudoslicks ) — модификация сликов, отличающая от последних тем, что содержат четыре канавки, параллельные плоскости движения колеса. Псевдослики использовались в Формуле 1 в 1998—2008 гг., и в ГП2 в 2005 г. для искусственного снижения скорости ввиду снижения сцепления шины с трассой.
- Прогре́вочный круг — в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе и стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.
- Промежу́точная резина — то же, что и микст.
Р
- Разминка (англ.warmup , некорректно переводится как «прогревочный заезд») — проводящаяся после квалификации, но перед гонкой свободная сессия, позволяющая пилотам настроиться на гонку. Разминку обычно проходят на гоночной настройке и с полным запасом топлива.
- Ре́нта-дра́йвер — пилот, который сам платит команде за участие в гонках (вместо того, чтобы команда платила пилоту). Как правило, рента-драйверами являются богатые люди, состоявшиеся в автогонках, которые желают попробовать себя в более высоком классе гонок (пускай даже за команду-аутсайдера).
- Рингер (англ.ringer ) — транскриб английского термина, обозначающего гонщика, специализирующегося на дорожных трассах и приглашаемого владельцем машины на этапы НАСКАР на дорожных трассах. Его более высокий, по сравнению с регулярным гонщиком, финиш на таких этапах улучшает позицию данной машины в зачете владельцев машин.
С
- Свободные тренировки — заезды, которые проводятся до квалификации и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить её к гонке.
- Се́йфти-ка́р (англ.safety car ) — то же, что и пейс-кар
- Сли́ки (англ.slicks ) — абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, уменьшающих пятно контакта с трассой. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.
- Слипстри́м (англ.slipstream — буквально «скользкая струя») — езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим — важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме — сильная недостаточная поворачиваемость, а также сниженное воздушное охлаждение двигателя для идущего сзади.
- Сплэш-энд-дэш (англ.splash and dash — буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу — очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Применяется, если из-за изменившейся стратегии гонщик остался без топлива (чаще всего в овальных гонках).
- Спо́ттер — в гонках на овальных трассах сидящий на трибуне наблюдатель. Задача споттера — сообщать гонщику путь маневрирования в трафике.
- Старт с ме́ста (англ.standing start ). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно — согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко). Также Старт Гран-При.
- Старт с хо́да (англ.rolling start ). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. В «Формуле-1» с хода стартовали шесть гонок: Спа-1997, Спа-2000, Интерлагос-2003, Фудзи-2007, Монца-2008, Шанхай-2009. Также Инди-старт
- Ста́ртовая пряма́я — 1) прямой участок трассы от старта и до первого поворота. В кольцевых гонках стартовая прямая совпадает с финишной, и её называют «прямая „старт-финиш“». 2) Некорректное, но распространённое название стартовой черты.
- Стартовая черта (или стартовая линия, англ.start line ) — черта поперёк трассы, с которой даётся старт гонки. Если старт даётся с места, обладатель поул-позиции располагается вплотную к черте. Обычно в кольцевых гонках совпадает с финишной чертой (но есть и исключения, например, Маньи-Кур — там финиш находится позади стартового поля).
- Ста́ртовое поле (также стартовая решётка, англ.starting grid ) — 1) площадка на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом с места. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации (реже по результатам предыдущих гонок). Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от стартовой черты, гонщик, показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции — и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке. 2) Документ, публикующийся после квалификации и отражающий расстановку гонщиков на старте. После публикации решётки места на старте фиксируются, и апелляции больше не принимаются; в случае штрафа гонщика смещают на последнее место, а его позиция на старте остаётся вакантной.
- Стюарды — то же, что комиссары.
- Стоп-энд-го́у (англ.stop-and-go — «остановись-и-езжай») — штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (на время, названное при назначении штрафа — от 0 секунд до нескольких минут) и продолжает движение. Во время остановки с автомобилем нельзя производить никаких работ. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил. Также называется «Штрафная остановка».
Т
- Тест-пилот, третий пилот — гонщик, входящий в состав команды, но не принимающий участия в гонках. Его основной обязанностью является испытание машины на тестовых заездах. Тест-пилотами часто являются молодые гонщики, претендующие на будущий переход в основной состав. «Третий пилот» отличается от обычного тест-пилота тем, что участвует в тренировочных заездах перед гонкой и должен быть готов заменить гонщика основного состава в случае травмы.
- Трасса — дорога, на которой проводится гонка. Трасса может быть как на специализированном автодроме, так и на дорогах общего пользования (временная трасса).
Ф
- Фи́нишная пряма́я — 1) Прямой участок трассы между последним поворотом и финишем. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой. 2) Некорректное, но распространённое название финишной черты.
- Финишная черта — черта поперёк трассы, которую надо пересечь, чтобы закончить круг и/или гонку. Автомобиль считается финишировавшим, когда пересекает черту своей передней частью.
Х
- Хет-трик — достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).
Ш
- Шикана — последовательность поворотов.
- Шпилька — резкий поворот менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямые.
Почему переднюю панель авто называют «торпедо»?
Мне давно было несколько любопытно почему переднюю панель автомобиля называют «торпедо»?
Казалось бы, «передняя панель» — простое и всем понятное сочетание двух хорошо известных слов. Почему бы им не ограничиться? Но от владельцев самых разных автомобилей то и дело слышно — «торпедо», «торпеда»…
Я всегда думал:» Интересно, что общего может быть у передней панели автомобиля с торпедой, которую выпускает подводная лодка в сторону вражеского корабля?»
Недавно наткнулся на статью, которая наконец-то разъяснила мне причину такого названия.
Оказалось все очень просто. Так же как и с широко известными словами «ксерокс» (которым называют все копировальные аппараты), «унитаз» (которым все называют некие сантехнические приспособления) и т.п.
Оказалось что в Германии в середине двадцатого века была известная фирма, специализировавшаяся на производстве автомобильных приборов. И эта компания носила название «Torpedo». Ее приборы часто встречались на автомобилях самых разных марок, поэтому сначала слово «торпедо» стали использовать для обозначения приборов на панели панели, а потом — и всей передней панели.
С той поры и прижилось в нашем языке это слово.
Правда в ходе проходящей в комментариях здесь дискуссии некоторые берутся утверждать, что вообще нет такого слова в русском языке.
Извините, несогласные друзья, но есть.
Во-первых, точно есть в русском языке такое слово «торпедо»!
Во-вторых, есть с именно таким значением:
В-третьих, есть такое слово и с таким значением даже и в украинском языке:
Какие, здесь могут быть сомнения?! Есть такое слово и с таким значением!
Кстати, в некоторых статьях об истории отечественного автомобилестроения я встречаю информацию, что что производители первых паровых советских автомобилей НАМИ-1, в техническом руководстве этого авто обозначили приборную панель именно торпедо.
Впрочем, самого руководства я не видел по-этому могу судить лишь с их слов…
Тем не менее этот термин точно существует и им успешно пользуются миллионы автолюбителей.
********************************************************************************
И еще:
К моему удивлению и удовольствию широкие массы читателей этого поста взялись в комментариях обсуждать и другие слова и термины.
Для тех, кому лень читать все комментарии к посту (тем более там много «воды») коротко об обсуждаемом.
Автомобильные термины.
Парприз. Слово «Парприз» произошло от французского «pare-brise», что в переводе означает лобовое стекло или козырек, призванный защитить водителя от ветра и дорожной пыли. Сегодня парпризом называют облицовку передней панели. Т.е. это «Торпедо», но без приборов.
Бендикс— название тоже произошло от названия компании-производителя.
Стойки стабилизатора, которые в народе называют яйцами, назвали в честь Терминатора. У него в отличии от всех мужиков «там» были стойки стабилизатора (шутка). :-)))
Контрактные запчасти.Название «контрактные», запчасти получили в те далекие времена (начало 90-х годов), когда по каким то там контрактам с Японии, некоторые фирмы, это «железо» привозили в РФ.
Бронепровода. Название бронепровода пришли в быт из армии там вся проводка была упакована в металлическую оплетку и кожуха для экранирования помех.
Джип. От GP — General Purpose. Так что правильно все внедорожники джипами называть.
Слово «тормоз» произошло из тюркского turmaz «подкладка для колёс арбы»
Слово «машина» от древне-греческого «механикэ» — хитрость. Позднее трансформировалось в «махина», а потом уже и в «машина».
Жабо. Вообще- жабо это элемент одежды. В переводе с французского — «птичий зоб».
Ну а потом это название перекочевало и на автомобили. Жабо в авто — это пластиковая деталь, которая устанавливается между лобовым стеклом и капотом автомобиля.
Не на автомобильную тему:
Мансарда. Слово «мансарда» появилось в 17 веке в Париже. Тогда один известный на то время архитектор Франсуа Мансар (именно от его имени и получила название мансарда) приспособил чердачное помещение под жилой объект.
Боксерские перчатки (хотя по виду это варежки). На английском языке предмет защиты рук для боксера звучит так: «boxing gloves». Это имеет только один вариант перевода — боксерские перчатки. В русском языке не стали придумывать иного названия. Просто приняли обычный перевод.
Болгарка (иногда называют Фортуной).Название, «болгарка», родилось в 70-х годах, когда в СССР появились первые представители данного вида инструментов, выпущенные в Болгарии заводом «Элпром-Ловеч». Назывались они «Фортуна».
:-))) Ну и на десерт:
Стасик (таракан). Существует версия, что тараканов назвали Стасиками из-за созвучности имени «Стас» с нецензурным общенародным обозначением мужчины с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Дескать, иногда вредители в квартире так сильно досаждают хозяевам, и от них так сложно избавиться, что те в сердцах обзывают их столь неблагозвучным термином. А затем, при детях, уже не могут позволить себе повторить такую гадость, и потому говорят «Стас». А будучи в хорошем расположении духа, когда насекомое уже не кажется такой большой проблемой, человек называет его и более ласково – Стасик.
Что такое кокпит и где он находится в лодке, виды кокпитов
Все больше людей увлекаются водными походами и приобретают плавсредства для рыбалки или прогулок по рекам, озерам и морям. Но прежде чем выбрать лодку или катер, нужно ознакомиться с характеристиками суден и с основными понятиями судовождения. И сегодня разберем один из важнейших параметров, словесное обозначение которого многих ставит в тупик, хотя по сути значение термина довольно простое. Итак, кокпит что это такое в лодке, как он выглядит, в чем его назначение и какие разновидности кокпитов встречаются на маломерных судах – обо всем перечисленном читайте в сегодняшнем материале.
Кокпит что это такое у лодки
Из видов водного транспорта благодаря малым габаритам и оптимальным возможностям передвижения наиболее популярны надувные лодки ПВХ. И чаще всего новичков, желающих обзавестись личным транспортом, интересует вопрос о том, что такое кокпит в лодке ПВХ. И на самом деле за таким звучным «корабельным» словом скрывается простейшее понятие.
Итак, кокпит лодки ПВХ – это внутреннее палубное пространство, предназначенное для размещения на нем рулевого, пассажиров и перевозимых грузов. Другими словами, кокпитом называют свободное место между бортами плавсредства, считая от носа судна и до кормы.
Важный момент кроется в том, что речь идет именно о внутренней палубе лодок. При этом ограничивают кокпит со сторон надувные баллоны и транец, встроенный или установленный на кормовую часть судна. Таким образом, ширина и длина кокпита не могут полностью соответствовать размеру ПВХ лодки, ведь габариты судна рассчитываются исходя из замеров с внешней стороны корпуса. Поэтому параметры кокпита в характеристиках яхт, катеров, резиновых и надувных лодок указываются отдельной строкой.
Длина и ширина кокпита лодок из ПВХ ткани индивидуальна, т.к. эти показатели зависят от конструкционных особенностей модели и диаметра надувных баллонов. Но в среднем кокпит на лодке ПВХ приблизительно вдвое меньше, чем исходные габариты корпуса. Для примера: если протяженность судна составляет 240 см, значит длина кокпита насчитывает от 120 до 150 см.
Кокпит на лодке ПВХ
Какие бывают виды кокпитов на маломерных судах
Мы разобрались с тем, что такое кокпит у лодки ПВХ, но в силу особенностей этого плавсредства на его примере не опишешь свойства кокпита судна. Так, он может быть открытым, закрытым и самоотливным, но на лодке ПВХ кокпит почти всегда одинаков – открытое пространство с пассажирскими сидениями или без них. А вот у судов больших габаритов с оформлением палубы разнообразия побольше.
Средиземноморский кокпит
Начнем с наиболее распространенного варианта – открытой палубы. Суда такой конструкции чаще всего эксплуатируют в странах с теплым климатом, за что данный тип кокпита и получил название «Средиземноморский».
Возможно будет интересно: Как выбрать якорь для лодки ПВХ — типы конструкции, расчет веса, средняя цена
По виду средиземноморский кокпит парусной яхты напоминает стандартную лодочную палубу, только большего размера и смещенную в кормовую часть судна. Такая конструкция позволяет наслаждаться морским круизом и одновременно загорать под открытым небом, любоваться морскими пейзажами и нырять с палубной площадки в прохладную воду. В общем идеальный вариант для отдыха в солнечном и относительно спокойном Средиземноморье.
Но есть у суден данной конструкции и свои недостатки. Например, яхты со средиземноморским кокпитом сильно зависимы от погодных условий. На открытой палубе рулевой и пассажиры подвержены ветрам, выпадающим осадкам и нещадно палящим лучам солнца. Конечно, от капризов погоды в какой-то мере пассажиров судна может уберечь натянутый тент. Но опять же, это лишние траты, груз на яхте, время на растяжку и закрепление навеса.
При этом от мелких брызг закрытый тент еще может спасти, а вот при заливах судна поднявшимися волнами никакой навес не поможет. И в итоге неизбежно весь кокпит наполнится водой, что приведет не только к дискомфорту при нахождении на палубе, но и к риску переворачивания судна. Поэтому на катерах и яхтах со средиземноморским кокпитом крайне не рекомендуют выходить в бурные моря и тем более океаны.
Средиземноморский кокпит на яхте и катере
Кокпит самоотливной – что это такое и в чем преимущества
Как уже отмечалось выше, для маломерных судов открытого типа определенную проблему представляет затопляемость палубы, и особенно это касается моторных плавсредств. При движении катера или яхты поднимаются высокие волны, от рассечения которых на судно летят сильные брызги. А если при этом плавсредством еще и управляет малоопытный судоводитель, то дело может ограничиться не только брызгами, а целым подтоплением. В таком случае с палубы следует как можно быстрее удалить излишки воды, для чего и был придуман самоотливной кокпит.
Поначалу некоторые производители пробовали избавиться от проблемы подтопления путем завышенных бортов судна, но опыты показали несостоятельность данного способа. Наоборот, чем выше были борта плавсредства, тем больше на палубе скапливалось воды, вследствие чего лодка теряла устойчивость и даже могла перевернуться. Неудачные эксперименты поспособствовали проведению новых научных разработок и в итоге конструкторы пришли к удачному решению о постройке палубы с механизмом самостоятельного слива попавшей за борт воды. Встречается подобный кокпит у парусной яхты, моторного катера, и даже у надувных лодок длиной от 4 метров.
Итак, кокпит самоотливной представляет собой стандартную открытую палубу, в стенках которой установлены специальные водоотливные трубки – шпигаты. Они выводят с кокпита воду, но диаметр труб максимум 5 см, и при большом объеме воды на очистку палубы потребуется время. Так что самоотливной кокпит яхты, конечно, помогает справиться с подтоплением палубы, но не является панацеей. Именно поэтому в моря и океаны при вероятности шторма и высоких волн на судах с открытой палубой лучше не выходить.
Кокпит самоотливной носовой
Скандинавский кокпит
Под этим названием в словарях судоходства фигурирует палуба закрытого типа, т.е. оснащенная боковыми стенами и крышей. Связано это с тем, что разработали крытую конструкцию для плавсредств инженеры скандинавских судоверфей. А подтолкнули их на придумку новой технологии судостроения, конечно же, суровые климатические условия, характерные для северных стран.
Возможно будет интересно: Рулевое для лодки — виды и устройство консолей, установка
Закрытый или скандинавский кокпит представляет собой водонепроницаемую кабину, в которой размещаются судоводитель и пассажиры. Причем чаще всего кокпит скандинавского типа занимает центр палубы, а не смещается к корме, как открытый. И такое расположение дает закрытым кокпитам ряд преимуществ. Так, по центру судна меньше ощущается качка, а значит непривыкшие к морским круизам пассажиры меньше ощущают дискомфорт и приступы «морской болезни». Кроме того, брызги от рассекаемых волн обычно не долетают до центральной части судна, поэтому это место наиболее защищено от возможных подтоплений. К слову, из-за этого фактора иногда и средиземноморские кокпиты размещают именно по центру судна.
Вообще катера и яхты со скандинавским кокпитом максимально защищены от воздействия сил природы. Мало того, что герметичная кабина защищает экипаж и гостей судна от осадков, продувных ветров и солнца, она же еще и предотвращает проникновение на палубу воды и брызг от волн, нагнанных поднявшейся бурей или штормом. Также, как правило, закрытые кокпиты позволяют сохранять тепло, что крайне важно для стран с северным климатом. В общем, на судне со скандинавским кокпитом и не промокнешь, и не замерзнешь – можно даже хоть дом на плаву обустроить.
Скандинавский кокпит
Однако, было бы неправильно умолчать о минусах закрытой палубы, ведь они тоже имеются. Например, скандинавский кокпит катера или яхты ограничивает рулевому видимость, что затрудняет управление судном. Конечно, этот недостаток можно нейтрализовать покупкой яхты с дек-салоном (крытая надстройка с застекленными панорамными окнами), но полноты обзора, как на открытой палубе, закрытый кокпит не предоставит. И еще один немаловажный минус: у скандинавских кокпитов небольшие размеры, что особенно ощутимо для владельцев малых яхт и катеров.
Мы представили исчерпывающую информацию о кокпитах лодок, катеров и яхт, и не только пояснили, что это такое, но и рассказали какие разновидности кокпитов бывают на маломерных судах. Надеемся, что наша статья была полезной для вас и помогла в выборе подходящего для рыбалки и прогулок судна.
Попутных ветров и успешных походов!
Что такое симрейсинг?
Прошли те времена, когда гоночные симуляторы были уделом нескольких сотен фанатов, которые собирали оборудование из подручных средств. Теперь симрейсинг – полноценный спорт с формированием гоночных команд, наличием спортивных разрядов и виртуальных чемпионатов.
- управлять машиной с передним, задним или полным приводом
- делать пит-стопы
- учитывать расход топлива или езду с поврежденной подвеской, что часто бывает в настоящих гонках;
и многое-многое другое.
Чтобы гонки были максимально приближены к реальности, компьютер оборудуется специальной аппаратной периферией: педалями, рулем и рулевой базой, а также креслом, обеспечивающим правильную посадку.
Виртуальную подготовку на симуляторах в обязательном порядке проходят и профессиональные пилоты, например, после полученных травм, когда обычные тренировки нежелательны. Плюс для оттачивания мастерства нужно накатывать сотни и тысячи километров, а это всегда очень дорого: топливо, износ покрышек, техобслуживание болида.
Поэтому пилотам проще несколько часов в неделю тренироваться на хорошем симуляторе, и только потом выходить на трассу.
Кроме того, многие команды и разработчики симуляторов проводят специальные соревнования, чтобы выявить сильнейших симрейсеров, которые впоследствии смогут стать реальными гонщиками.
Симрейсинг позволяет прикоснуться к миру скоростей не выходя из дома и не покидая страны, поэтому он так быстро обрел народную любовь, и с каждым годом чемпионаты по симрейсингу привлекают все больше и больше пилотов.
История появления
Все началось в 1984 году, когда Джефф Крэммонд при сотрудничестве с Дэвидом Хантом создал игру REVS, которая имитировала гонки «Формулы-3».
1989-м вышел Indianapolis 500: The Simulation, а в В 1991-м Крэммонд и Microprose ответили игрой F1 Grand Prix, первой игрой с полным сезоном известной гонки («Формулы-1»).
В 2006 вышел rFactor, а в 2014 — всеми горячо любимый Asseto Corsa.
2020 год принес симрейсингу настоящую популярность: из-за ограничения массовых мероприятий все чемпионаты были отменены или перенесены в виртуальное пространство, только “Формуле-1” были разрешены заезды.
Сейчас киберспорт обрел не только независимость от «живых» мировых гонок, но и вышел на новый уровень. Организаторы проводят чемпионаты с миллионными призовыми фондами, производители оборудования трудятся над новыми продуктами, а зрители покупают билеты на онлайн-трансляции или приезжают на место проведения гонок. И мы уверены: это только начало большого пути!
Что нужно, чтобы начать?
Чтобы начать погружаться в мир симрейсинга, помимо любви к скорости, вам потребуется базовое оборудование. Аксессуаров же для киберспорта никогда не бывает слишком много, но о них можно подумать позже. Итак, для первых шагов будет нужно следующее:
1. Компьютер
Компьютер, способный справиться с графикой: у него должен быть стоящий процессор и мощная, очень мощная видеокарта. Будьте готовы к тому, что она станет самой дорогой частью, но без хорошей видеокарты вы далеко не уедете в прямом и переносном смысле.
А видеокарта будет зависеть от выбранной вами философии строительства кокпита: некоторые кокпиты собирают на базе одного монитора (идеально подходят мониторы Ultrawide), а некоторые — сразу на трех. Так вот, если вы выбираете систему Tripple screen (из трех мониторов), требования к видеокарте сразу повышаются. Учитывайте это при выборе.
2. Большой монитор
Подойдет формат от 27 дюймов и более. На мониторе 13 дюймов заниматься симрейсингом можно даже и не начинать: никакого удовольствия и никакого толка: вы просто ничего не увидите.
Для самого-самого начала подойдет и телевизор, но, если вы настроены серьезно, то лучше обзавестись изогнутым монитором с максимальной диагональю, на который готов ваш бюджет.
Второй важный параметр — это герцовка или частота обновления монитора. Обычные телевизоры обеспечивают всего 60-80 Гц, а для симулятора это крайне мало: передача информации будет запаздывать, а вы нервничать и не понимать, что не так. Поэтому для серьезного симрейсинга ищите мониторы с частотой обновления 120-140 Гц.
3. Рулевая база и руль:
Да, именно в таком порядке, и, если у вас есть хоть небольшой опыт гонок, вы понимаете, о чем речь.
Рулевая база — это не просто коробка с мотором для крепления руля, а пункт передачи информации о контакте с дорогой. Скользко ли, жарко ли, что там с покрышками – обо всем этом расскажет хорошая база.
У нее обязательно будет большое количество фильтров — настроек: чувствительность к неровностям, сила передачи данных от дороги, жесткость руля и т.д.
Простенькие базы часто работают с задержками, и адаптироваться к условиям дороги в разы сложнее, плюс на плохой базе будет однозначно больший износ шин, соответственно, больше скольжения, что длинных гонках негативно скажется на вашей стабильности.
Мы считаем, что приличную базу можно отличить по усилию, которое она способна выдавать.
У простых устройств этот параметр обычно не превышает 5 N·m (Ньютон-метров), у баз среднего уровня — доходит до 10 N·m, профессиональные же базы начинаются с 15-16 N·m.
Руль – это то, без чего не начать никак, если речь идет о именно симрейсинге, а не просто компьютерных аркадах. Но, скажем честно, руль — не самое главное. У большинства симрейсеров рулей несколько: от 5 до 15, их никогда не бывает слишком много.
Существуют рули для разных видов гонок: для формулы, для ралли, для GT. У каждого руля свой радиус, свое расположение нужных кнопок, а у каждого пилота свои предпочтения, поэтому просто выбирайте удобную форму и хват.
4. Педали
Второй по важности элемент, в который стоит вложиться, и особенно обратить внимание на качество датчиков, которые отвечают за передачу информации от вас к компьютеру. Выбирайте модели на качественных тензодатчиках и с хорошим параметром усилия: у простых педалей усилие на педали тормоза будет около 10кг, а у профессиональных моделей — 70-120кг.
Что касается количества педалей: бывают варианты с двумя педалями (газ и тормоз) и тремя (газ, тормоз и сцепление). Если вы планируете дрифт, мы горячо рекомендуем обращать внимание только на варианты со сцеплением: без него картина будет неполной, и никакого дрифта точно не получится. Если же вы фанат GT или Формулы, то можно брать и две педали, по желанию.
5. Ручник (шифтер)
Это опциональный компонент, который нужен для ралли и для дрифта, если это ваши дисциплины. Смотрите сами, нужен ли он вам.
>
6. Кокпит
Кокпит — это сварная конструкция, где с одной стороны кресло, а с другой педали, руль и монитор. Суть в том, что кокпит позволяет расположить гоночное кресло правильно относительно руля, педалей и пола, и тогда получится низкая гоночная посадка, как в машине.
Нужен ли вам кокпит? Наше мнение такое: если вы покупаете профессиональные педали и базу — кокпит вам необходим. Иначе просто обидно будет вложить деньги в отличное оборудование и совсем не прочувствовать дорогу. Подобрать кокпит можно в нашем каталоге товаров для симрейсинга.
Кокпиты делятся на две основные группы кокпитов:
Кокпит на алюминиевом профиле и кокпит из изогнутой трубы круглой в сечении. Первые считаются более универсальными. Дело в том, что к кокпиту на алюминиевом профиле можно прикрутить бесконечное количество разной периферии, которая у вас будет появляться. С кокпитами из трубы все гораздо сложнее. Зато они такие красивые!
Очень частый вопрос, который задают нам наши клиенты — возможен ли симрейсинг без кокпита? Да, возможен, но только не на профессиональном уровне. Как уже упоминалось ранее, — без кокпита вы не прочувствуете дорогу, ощущения реалистичности будут минимальны и, как итог, невозможность получить максимальное наслаждение от гонки.
Казалось бы, незначительный элемент, хватит и обычного удобного кресла. Но нет: при интенсивных тренировках вы можете проводить в за рулем несколько часов каждый день, а поза пилота сильно отличается от позы менеджера в офисе. Поэтому, если ваши намерения в симрейсинге серьезны, обязательно подберите себе правильное кресло и настройте его под себя, чтобы избежать болей в спине и шее. И, конечно, на скорости это тоже положительно скажется.
Существуют бюджетные трубчатые кресла, которые мы ни в коем случае не советуем покупать, если здоровье вам дорого. Дело в том, что они не монолитны, а спинка состоит из каркасных труб, которые при давлении впиваются в спину. Если у вас тренировка часик в день за рулем, это можно пережить, и то лучше не стоит.
Цельнолитые стеклопластиковые кресла в этом отношении куда удобнее и безопаснее.
8. Экипировка для симрейсинга
Это всевозможные аксессуары, без которых можно начать: это не руль с педалями. Но, если заниматься серьезно, то рано или поздно вам понадобятся правильные ботинки, чтобы чувствовать педали, а в перчатках проводить часы за рулем будет куда комфортнее. Ну и все это точно можно смело дарить другу-симрейсеру.
Какие бывают игры
Очевидный плюс киберспорта: вы можете пробовать себя сразу в нескольких направлениях, ведь смена формата здесь куда проще, чем в мире асфальта и бензина. В виртуальном пространстве можно выбирать не только автомобиль, но и трассы и стиль езды.
С разными условиями внутри игры
Здесь можно участвовать в кольцевых гонках, если по классике, выбирать заезды на время или гонки на выносливость. Если вы любите грузовые гонки – пожалуйста, есть такая возможность.Ралли, дрифт – все можно выбирать и настраивать, накладывать погодные условия и менять тип покрытия.
Разным составом участников
Можно играть в одиночку, против собственного результата, а можно собрать команду и найти такую же команду соперников. Для тренировок можно выбрать заочный результат команды симрейсеров и стараться переиграть их, или ограничиться виртуальным противником.
В разных симуляторах
Их так же много, как и направлений, и для каждой конкретной цели выбирается наиболее подходящий симулятор. Самые известные игры на сегодняшний день это Assetto corsa competizione — настоящая классика, идеальная для дрифта, хоть и не самая реалистичная, iRacing — гении реалистичности, rFactor — если мы говорим о кольцевых гонках.