Мобильные приложения в Китае
В связи с растущим интересом к китайскому рынку многие западные компании стали задумываться о возможности публикации мобильных приложений на китайских платформах и их продвижении в китайском интернет-пространстве.
В этом материале мы расскажем об основных платформах, где можно опубликовать ваше мобильное приложение, необходимых для этого документах, а также возможностях продвижения среди китайских пользователей.
Китайские платформы можно разделить на два типа:
- для пользователей iOS-устройств — китайский App Store;
- для Android-устройств — Android-сторы, о которых речь пойдет ниже.
Почему в Китае нет Google Play
Из-за цензуры в китайском интернет-пространстве и действия китайского файрвола Google официально покинул Китай, включая все его сервисы, еще в 2011 году. Главный поставщик мобильных Android-приложений — Google Play, также недоступен в Китае. Вместо него в Китае представлено множество платформ (более ста) с Android-приложениями, которые доступны любому китайскому пользователю.
Топ-3 самых крупных китайских сторов
1. Tencent MyApp App Store (腾讯应用宝)
Tencent — одна из крупнейших технологических компаний в Китае, а также создатель таких популярных приложений, как WeChat и QQ. Неудивительно, что магазин Tencent MyApp является самым популярным. У него более 260 миллионов активных пользователей в месяц (по данным AppInChina) и в настоящее время Tencent MyApp — магазин приложений №1 в Китае.
2. 360 Mobile Assistant (360 手机 助手)
360 Mobile Assistant — китайский магазин приложений, разработанный Qihoo 360. Qihoo 360 — крупная китайская компания, специализирующаяся на интернет-безопасности, у которой также есть популярный веб-браузер — 360. 360 Mobile Assistant был вторым по популярности магазином приложений, но сейчас его опередили магазины приложений Oppo и Huawei. Около 105 миллионов активных пользователей в месяц (по данным AppInChina).
3. Baidu Mobile Assistant (百度 手机 助手)
Baidu — основная поисковая система в материковом Китае. В Baidu также есть магазин приложений под названием Baidu Mobile Assistant, который ежемесячно посещает около 81 миллиона активных пользователей (по данным AppInChina).
4. Android-сторы производителей мобильных телефонов — Oppo App Market (OPPO软件商店), Huawei (华为应用市场), Xiaomi (小米应用商店) и VIVO (VIVO应用商店)
Четыре вышеуказанных Android Store пользуются широкой популярностью в Китае, так как они предустановлены на большинстве Android-смартфонов. Oppo App Store, Huawei App Store, Xiaomi App Store и IVO App Store.
Сложности публикации Android-приложения в Китае
В отличие от App Store и Google Play, где решение о публикации приложения в том или ином регионе централизованно, и вам достаточно качественной локализации на китайский язык, с китайскими Android-сторами дела обстоят сложнее.
Для публикации приложения на китайской платформе вам необходимо лицензировать свою деятельность. Ниже представлен перечень условий, необходимых для публикации приложения в Китае:
- Лицензия на ведение коммерческой деятельности на территории материкового Китая (кит. 营业执照). Подробнее
- Подключение к хостинг-провайдеру в материковом Китае. Подробнее
- Лицензия разработчика (кит. 软件著作权证明). Выдается в Центре защиты авторских прав (кит. 中国版权保护中心) на каждое приложение отдельно (!). Лицензия разработчика нужна, чтобы защитить приложение от копирования, поэтому вместе с лицензированием необходимо предоставить часть кода приложения.
- ICP лицензия. Оформляется китайским хостинг-провайдером при наличии китайского юридического лица. Подробнее
- URL вашего сайта.
- SDK вашего приложения.
Продвижение мобильных приложений в Китае
Во-первых, каждая из представленных выше платформ либо входит в конкретную рекламную сеть (Tencent, 360, Baidu), либо располагает собственной. Поэтому помимо инструментов, о которых мы расскажем ниже, Android-приложения могут рекламироваться на самой платформе через личный кабинет разработчика, доступ к которому вы получите после одобрения релиза. Доступны прероллы, баннерная реклама, пины в листинге и др. форматы для пользовательского охвата.
Во-вторых, есть множество инструментов продвижения, для которых достаточно лендинга со ссылкой, ведущей на страницу скачивания приложения (при условии успешного релиза в App Store или на Android-платформах) или зарегистрированного аккаунта в китайских социальных сетях.
К таким относятся:
- дает возможность зарегистрировать сервисный аккаунт и рекламный кабинет. В сервисном аккаунте следует описать информацию о вашем приложении и указать ссылку на скачивание. Рекламный кабинет дает возможность продвигать сервисный аккаунт в экосистеме WeChat с CPM=40 CNY. Подробнее
- позволяет зарегистрировать официальную страницу приложения и продвигать в рекламной сети Sina Weibo CPM=10 CNY. Подробнее
- позволяет зарегистрировать пользовательский аккаунт приложения и продвигать внутри Douyin при CPM=30 CNY. Подробнее
- крупнейшая рекламная сеть главной поисковой системы Китая — Baidu. Дает возможность зарегистрировать рекламный кабинет и настраивать как поисковую, так и КМС-кампанию. Подробнее
Подводя итоги
Важно отметить, что большинство инструментов доступны нерезидентам в Китае и регистрируются на иностранное юридическое лицо.
Хотите узнать больше? Напишите нам и мы расскажем обо всех инструментах продвижения вашего приложения в Китае.
Похожие статьи
- Возможности WeChat в качестве социальной CRM
- Как делать эффективный маркетинг в Китае и не слить рекламный бюджет
- Сравнение китайских платежных систем
- Как привлекать инвестиции от китайцев в недвижимость
- Сравнение e-commerce платформ Little Red Book и Wechat: что выбрать для запуска продаж в Китае ?
Почему выходить на китайский рынок приложений адски сложно, но нужно
Доступ в Сеть в Китае есть у 751 млн человек — это самый большой интернет-рынок в мире. Большинство китайцев пользуются смартфонами, что открывает огромные возможности для создателей мобильных приложений. Но китайский рынок сильно отличается от мирового — в стране даже нет Google Play.
Доступ в Сеть в Китае есть у 751 млн человек — это самый большой интернет-рынок в мире. Большинство китайцев пользуются смартфонами, что открывает огромные возможности для создателей мобильных приложений. Но китайский рынок сильно отличается от мирового — в стране даже нет Google Play. Израильская платформа аналитики мобильной рекламы AppsFlyer выпустила исследование специфического китайского рынка приложений, а «Секрет» выбрал самые интересные факты об индустрии.
Mobile first
В Китае живёт около 1,4 млрд людей, и чуть больше половины из них имеют доступ к интернету. Это высокий показатель проникновения интернета, он на 7,9% больше, чем в среднем по Азии.
Но что более любопытно, так это число пользователей мобильных технологий — их 724 млн человек, то есть 96,3% от общего числа пользователей интернета в стране.
Мобильная инфраструктура в Китае очень развита, почти 25% всех доступов в интернет совершаются через 4G-соединения. Правда, стоимость данных высока: если в США один мегабайт стоит $0,01 при средней ежемесячной зарплате $2987, то в Китае людям с зарплатой $886 приходится платить $1,13 за мегабайт. Поэтому в Китае высокий уровень соединений через Wi-Fi — более 70%.
В 2016 году число пользователей смартфонов во всём мире достигло 2 млрд людей — и китайские юзеры составили четверть от этого числа. В погоне за пользователями рекламодатели в первом квартале этого года увеличили свои расходы на мобильную рекламу на 90% (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года).
Лучшие покупатели со смартфонов
С таким высоким уровнем количества мобильных пользователей неудивительно, что смартфоны в Китае стали для пользователей всем — и в том числе кошельками. В 2016 году число тех, кто платит через телефоны, выросло на 31,2% и достигло 469 млн человек. Лидер в мобильных платежах — мессенджер WeChat, через который один пользователь в среднем совершает 55 транзакций в месяц. Это больше, чем у дебетовых и кредитных карт американских банков и платёжной системы AliPay в Китае.
Шопинг с мобильного для китайцев тоже обычное дело — 94% тех, кто совершает покупки в интернете, выбирают смартфон. То же самое с играми — 91% геймеров запускает их с телефона. Кстати, в Китае генерируется около четверти выручки мирового рынка игр ($24,6 млрд). В этом году выручка от мобильных игр впервые должна превысить доходы от других видов мобильных приложений. И вишенка на торте: в китайском App Store тратят больше всего денег в мире. В третьем квартале 2016 года его выручка составила $1,7 млрд.
Тяжёлая жизнь Android-разработчиков
В 2010 году Google ушёл из Китая, и это сильно повлияло на цифровую экосистему. Самым популярным поисковиком стал Baidu, а продвижение приложений для Android без Google Play изменилось. Авторы исследования предупреждают мобильных разработчиков: если с iOS всё работает по-прежнему, то с Android всё совершенно по-другому.
В стране действует больше 300 магазинов приложений и платформ для дистрибуции — и для каждого разработчикам приходится делать отдельные APK (формат файлов приложений для Android). Конечно, каждый раз код с нуля писать не приходится, но изменения вносить придётся. Главное — попасть в топ-10 магазинов, которые установлены на 75% гаджетов на Android (MyApp, 360 Mobile Assistant, Baidu Mobile Assistant и другие).
С приложением к властям
Запустить приложение без местного партнёра практически невозможно — авторы исследования советуют делать это, только если у вас приложение для iOS и вам интересен только органический трафик. Для продвижения необходимо сотрудничать с местным партнёром — китайским управляющим, агентствами, социальными медиа. Обычно приложения не требуют дополнительной проверки перед запуском (кроме стандартной от магазина приложений), но ситуация меняется, когда дело доходит до игр. Именно в этой отрасли в Китае развито пиратство, поэтому, если речь идёт об игре на Android, придётся основать местную фирму, заполнить все бумаги, предоставить властям смартфон с игрой и дождаться, пока они признают контент подходящим для китайских граждан и присвоят игре номер для публикации. Это может занять до трёх месяцев.
Кстати, несмотря на то, что Apple и китайское правительство договорились не применять к App Store такие жёсткие правила, авторы исследования замечают, что послабления вскоре могут прекратиться. Поэтому лучше получить все разрешения для iOS-игры заранее. Ещё в Китае необходимо перевести весь контент в приложении — включая титры, текст на картинках, сообщения об ошибке и просьбы оценить приложение. Иначе его могут удалить. И на локализации лучше не экономить — есть очень много нюансов: например, лучше использовать слово «поделиться» или «поучаствовать» (share) вместо слова «купить» (buy).
Продвижение без Google Play
Android занимает 78,4% китайского рынка. Но чтобы получить свою долю пользователей, придётся сильно постараться — из-за отсутствия Google Play продвижение Android-приложений здесь очень отличается от продвижения во всем остальном мире . Обычно магазин — это просто точка продажи, а маркетинговые активности проводят в медиа и на других ресурсах. Подборки же внутри магазинов составляют сами App Store или Google Play. В Китае же на продвижение внутри магазинов придётся потратиться разработчикам приложений.
Вне магазинов продвигаться придётся в местных медиа, так как влиятельные западные игроки в Китае под запретом — заблокирован Facebook, Twitter и Snapchat. Наиболее мощный ресурс для продвижения — платформы корпорации Tencent, которые позволяют давать рекламу в мессенджерах WeChat и QQ, а также в приложениях Tencent Video и Tencent News. Другие популярные социальные медиа — Toutiao, Weibo, Baidu Tieba. Также в Китае есть местные цифровые рекламные платформы вроде Baidu и 360 DSP.
Причём эти игроки ведут пользователя в свои магазины. Например, если прорекламировать приложение через Tencent Social Ads, пользователь получит ссылку на MyApp, а если проплатить размещение в 360 DSP, то человек отправится скачивать его в 360 Mobile Assistant. Измерить популярность приложения на Android в Китае тоже сложно. Некоторые магазины позволяют использовать инструменты вроде tracking links, но в большинстве из них собрать подробную статистику будет нереально.
Суровая монетизация
Платные приложения и приложения с платной подпиской в Китае непопулярны. Остаётся монетизация через встроенные покупки и продажу рекламы. C App Store всё стандартно — встроенные покупки разработчики внедряют с помощью инструментов Apple и отдают компании 30% выручки. Пользователи могут оплатить их картой. С Android сложнее. Если речь идёт не об играх, то нужно внедрять платёжный метод самостоятельно — карты, WeChat Pay, Alipay и другие способы. Разработчики игр должны внедрять только платёжное SDK (набор средств разработки) от каждого магазина приложений. Доля магазинов разнится, в среднем они берут 50% с каждой транзакции.
Похожая ситуация и с рекламой в приложениях для разных платформ. С iOS и App Store всё похоже на глобальный рынок, но у магазинов для Android могут быть разные правила. Некоторые позволяют разработчикам добавлять в приложения только их SDK для рекламы, иначе продукт могут удалить. Фотография на обложке: Delfino Claire / Getty Images Инфографика: Наталья Осипова / «Секрет Фирмы»
Магазины приложений в Китае от А до Я: история, особенности и список документов для публикации
По информации The Wall Street Journal, экономика Китая первой в мире вернулась к росту после коронавирусного кризиса. Страна смогла вовремя локализовать распространение COVID-19 и сгладить нанесенный пандемией урон. За 3 квартала 2020 года в городах было создано почти 9 млн новых рабочих мест, что подтверждает стабильное развитие КНР.
Кроме того, ежемесячный научно-популярный журнал Harvard Business Review включил Поднебесную в ТОП-10 стран-лидеров экономики данных. Это еще один благоприятный сигнал для разработчиков, которые хотят продвигать софт в местных маркетах. Осталось дело за малым: понять, как функционируют магазины приложений в Китае, какие направления сторов существуют и какие нюансы следует учитывать перед выходом на новое экономическое поле.
WinWin China вкратце расскажет, в чем уникальность китайских Application Stores, по какому принципу они развивались и почему китайцы спокойно обходятся без Google Play Market. В отличие от Европы и Америки в КНР пошли по иному пути развития индустрии мобильных приложений. Это единственное государство в мире, где цифровое пространство функционирует по собственным законам и все равно имеет невероятный коммерческий успех.
Почему в Поднебесной настолько много Application Stores
Для иностранных пользователей смартфонов и планшетов привычна простая схема работы с маркетами. Владельцы устройств от Apple скачивают необходимые игры или приложения с Apple App Store, а обладатели Android-гаджетов используют для тех же целей Google Play Market. Остальные веб-площадки являются для зарубежных юзеров в большей мере альтернативными.
В Поднебесной же система построена иным образом. Digital-арена разбита на множество секторов, поэтому на рынке нет одного единственного лидирующего стора. Если обобщить, веб-площадки страны разделены на 2 массивные группы: они либо ориентированы на узкий круг людей с конкретными интересами и запросами, либо предоставляют пользователям все и сразу. Немного напоминает ситуацию с локальным ТВ, где контент и реклама формируются именно на основе потребностей жителей определенных провинций.
Китай – страна, где чтят и соблюдают традиции. В цифровом мире китайцы тоже следуют определенным принципам и моделям поведения, правда, с некоторыми оговорками. С одной стороны, ментально население обращено к корням и нацелено на стабильность. Но с другой – под натиском китайского прагматизма ядро культуры постепенно видоизменяется с учетом современных реалий жизни.
А что конкретно поспособствовало тому, что в КНР отсутствует монополист и существуют сотни маркетов?
Примерно 10 лет назад американская корпорация Google серьезно повздорила с правительством КНР и ушла с местного рынка. Из-за этого китайцы некоторое время были лишены гугловских инструментов и сервисов. Естественным образом у местных возникла потребность в создании собственных цифровых продуктов, и свободная ниша недолго пустовала. Именно благодаря уходу Гугл в 2010-х в государстве возникла своя поисковая система Baidu, видео-хостинг Youku, мессенджер WeChat и прочие.
По каким принципам чаще всего создавались местные магазины приложений:
- открывались операторами сотовой связи для выполнения определенных целей, но позже перерастали в крупные проекты;
- развивались из различных игровых порталов или создавались в полевых условиях студентами вузов, а потом обрастали дополнительным функционалом;
- возникали по инициативе производителей смартфонов.
Поскольку софт не был сосредоточен на 1-2 сервисах, то это породило множество разношерстных маркетов и обеспечило невероятный выбор площадок. Однако вместо с преимуществами пришли и некоторые проблемы.
Сложные моменты, связанные со стремительным развитием сторов
Несколько лет назад число маркетов в стране превысило 300+ штук. Вроде как для разработчиков это открывало больше возможностей для монетизации продукта и сулило коммерчески успешное продвижение. Но в действительности вместе с огромным числом сторов появилось немало нюансов, о которых нельзя было забывать.
Одним из главных затруднений стал выбор партнера для дальнейшего сотрудничества. В тот период было сложно объективно определить лидера и выбрать ТОП проектов для публикации. Магазины приложений стремительно сменяли друг друга в рейтингах. Как следствие, иностранным фирмам требовалось дополнительное время на исследование ниши. При этом в сфере царила неразбериха. Каждый магазин хотел доказать, что именно он является лучшим.
Зарубежные разработчики порой оказывались в ступоре при первом знакомстве с китайскими сторами. В отличие от американской или европейской модели здесь для продвижения в Андроид-маркетах важно положение именно внутри самой площадки. Толку занимать первое место в чарте, если здесь нет ЦА или продукт скачивают слабо?
Хотя это была не единственная переменная, вносящая хаос в индустрию. Помимо молниеносных взлетов и падений компаний существовали другие проблемы, осложняющие развитие рынка. Часть магазинов грешила тем, что разрешала публикацию неоригинального софта и игр. Это создавало не лучшее впечатление о данной сфере. Тогда за дело взялась соответствующая инспекция, которой пришлось расчищать отрасль от «нарушителей».
Под надзором вышестоящего госоргана с 2017 года площадки больше не публикуют приложения без соответствующей многоступенчатой проверки и целого пакета разрешающих документов. И самым главным в перечне бумаг для Application Stores стал патент на интеллектуальную собственность (ИС). С момента введения жесткого контроля патент невозможно получит не только на полностью или частично украденный продукт. В документе также стали отказывать зарубежным фирмам, наводнившим перспективную сферу в КНР.
Заявку для оформления патента может подать только локальная фирма. Причем директором компании должен быть именно резидент страны.
Еще каких-то 5-7 лет назад создать и раскрутить стор было возможно даже на коленке, не имея капитала. Арена была совершенно свободной от влияния американских мегакорпораций. Маркеты запускались буквально каждый месяц и трансформировались чуть ли не из студенческих форумов.
С последующим развитием индустрии данный процесс усложнился. Как только на поле битвы за юзеров вышли крупные игроки рынка Поднебесной, скупившие перспективные веб-площадки, зайти с нулем стало невозможно. Теперь на развитие маркета потребуются миллионные вложения, которые уйдут: на разработку, рекламу, поиск целевой аудитории и привлечение партнеров.
В 2020 году даже «старички» не всегда выдерживают натиск крутых маркетов вроде Tencent или QQ. Слабые сервисы банкротятся, другие продаются крупным игрокам, третьи закрываются из-за того, что отстают от современных тенденций.
Самые известные магазины приложений в Китае
Жесткая конкуренция в индустрии совершенно не означает, что на местном рынке скоро тоже воцарится монополия, как в США или Европе. Феномен Application Store для iOS- и Android-устройств в КНР как раз-таки заключается в уникальности и сегментированности каждой площадки.
Китайские сторы являются хранилищем развлекательных, обучающих и полезных приложений с узнаваемым интерфейсом, вот почему здесь проще формировать лояльную и «подогретую» аудиторию. Для привлечения внимания юзеров компании формируют для каждого индивидуальный список чартов. А создается ТОП исходя из интересов самого пользователя.
Местные Андроид-маркеты не дают столько же полезных инструментов для анализа аудитории. Зато они на основе внутренней статистики помогают заполучить дорогих, целевых покупателей. Также китайцы нормально относятся к In—App Advertising (реклама внутри софта). За счет этого вы можете активно использовать платформы для продвижения собственного продукта.
Ранее мы говорили, что в стране нет монополиста и невозможно выделить одного лидера индустрии. Однако с помощью различных исследований и на основе мнений самих китайских пользователей можно составить список наиболее известных площадок.
ТОП-10 популярных магазинов приложений в Китае для Android:
- Tencent MyApp
- 360 Mobile Assistant
- Baidu Mobile Assistant
- Anzhi Market
- Oppo
- China Mobile MM Store
- Vivo
- Xiaomi
- Huawei
- Wandoujia
Список лидеров весьма условный и постоянно меняется. За время пандемии коронавируса Tencent смогли занять одну из лидирующих позиций и увеличили капитал до $500 млрд. Безоговорочная победа этого инвестиционного гиганта в 2020 году подтверждается и другими исследованиями.
Как будут обстоять дела в 2021 однозначно сказать сложно, ТОП может в любую секунду перевернуться с ног на голову. Усугубляется ситуация с рейтингом лидеров еще и тем, что в стране активно развиваются те направления, которые не характерны для остального мира.
Уникальные направления, характерные только для магазинов приложений в Китае
В Поднебесной нет единой направленности площадок. Здесь существует условное разграничение площадок по тематикам, но оно все равно весьма размыто.
- Есть игровые сторы, где доступны только игры;
- Есть общие хранилища, которые предлагают юзерам абсолютно все;
- Есть магазины с прошивками;
- Есть брендированные маркеты, созданные производителями телефонов и т.д.
Еще один локальный парадокс – Android Application Stores выделяют свой огромный раздел исключительно для красивых обоев и тем. Практически в каждом маркете есть отдельная вкладка, при переходе на которую вы попадаете в рай для визуала. Тут собраны стильные обои для разных моделей смартфонов и планшетов, анимированные и статичные темы, подборки обоев для разных категорий пользователей и т.д.
Любовь к прекрасному также породила отдельное направление площадок, которые ориентированы на девочек и девушек. Особенностью таких сервисов стали многочисленные фильтры, корректирующие и/или улучшающие внешность. Обычно фильтры делают глаза больше, кожу светлее, придают чертам лица мягкость.
Самой известной из «девочковых» платформ в свое время был продукт от Meizu, сейчас его популярность заметно снизилась. В последнее время китаянки охотнее пользуются маркетами Oppo и Vivo.
Стоит упомянуть еще об одном направлении, которое не так часто встречается в других странах – магазинах AR- и VR-приложений. В КНР данный рынок тоже вполне успешно развивается по своей неподражаемой схеме. Например, в Huawei и Xiaomi App Store есть специальная вкладка, где публикуются приложения дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности. Пока в остальном мире подзабыли о VR, в Поднебесной волна популярности такого софта то нарастает, то спадает.
Вот почему на рынок магазинов приложений в Китае пытается прорваться один из первопроходцев в мире VR – американская компания Oculus VR. Ее веб-сайт переведен на несколько языков, включая китайский, и предоставляет десятки игр.
Особняком в китайском цифровом мире стоят магазины для телевизоров. Еще одна причина, почему в КНР популярны wǎngbā (网吧) – тут практически не смотрят фильмы, сериалы и видео через ПК. Юзеры предпочитают огромные телевизоры, которые фактически являются мультимедийными центрами.
Через ТВ люди могут: просматривать кинофильмы по подписке или оформить предзаказ горячей киноновинки, слушать радио, выставлять будильник, смотреть прямые трансляции или даже учиться. Не менее популярны в ТВ-маркетах приложения для занятий фитнесом, йогой, медитацией и прочими видами физической активности. На большом экране лучше видно, как правильно качать пресс, проработать проблемные зоны на руках и ногах. Управлять программами через пульт ДУ не очень удобно, поэтому пользователи покупают специальные джойстики для Smart TV.
Как обстоят дела с китайским Apple Store для iOS
В отличие от Google американская корпорация Apple не отказывалась следовать правилам Поднебесной. По данным Bloomberg, в Китае наблюдается существенный разрыв между пользователями Android-устройств и iPhone. Здесь 76% жителей предпочитают смартфоны на ОС Андроид, в то время как продукцией Эппл пользуется лишь 23% китайцев.
При всем этом Apple получает до половины всех установок именно с китайского App Store. Для сравнения: в США эппловская операционная система статистически лидирует, ее использует 53% юзеров. Получается, американцы вместе с европейцами менее активны, чем китайцы со своими 23%.
Статистика за III квартал 2020 года показывает, что Apple Store предлагает свыше 1,8 млн приложух и имеет 8,2 млрд загрузок. Если бы у Google были нормальные взаимоотношения с правительством КНР, корпорация заработала бы в 3 раза больше денег.
Эппл не были в открытом конфликте с местной властью. И до недавнего времени компания пользовалась некоторыми поблажками, которые не были доступны Android-маркетам. Площадки для Андроида с 2017 года не публикуют приложения без патента на ИС, но для iOS все работало по-другому.
До лета 2020 года иностранные разработчики могли размещаться на китайской версии площадки Apple даже без патента на интеллектуальную собственность. А вот уже для продвижения, монетизации и дальнейшего развития продукта вы были обязаны получить патент.
Однако в июле 2020 Апп Стор в Китае предупредил, что нелицензированные по законам Поднебесной приложения будут удаляться. И сдержала обещание. В августе из китайского Эппла Исчезло 47 тысяч игр без соответствующего патента.
Вряд ли это будут единственные зачистки. После санкций Huawei в США китайское правительство стало жестче относиться к американской корпорации Apple. Не исключено, что со временем запреты станут все более суровыми. Из этого можно сделать вывод, что в будущем доминирование Android-магазинов в стране только усилится.
Как продвигаться для Android в Китае: требования к продуктам и список документов
Мы вкратце разобрали историю китайских Андроид-маркетов, рассмотрели основные направления площадок и то, насколько жестко индустрия контролирует госорганами. Теперь настало время поговорить о практической стороне вопроса – непосредственном размещении вашего продукта в сторах.
Поскольку цифровое пространство в стране сегментировано, то правила публикации игрового и неигрового софта сильно отличаются от маркета к маркету. Нельзя подготовить единственный пакет бумаг и подать его сразу на 30-40 площадок. Здесь это так не работает.
Наша команда неоднократно сталкивалась с требованиями китайских площадок, которые больше нигде не повторялись. Связано это с тем, что у каждого проекта свое видение проекта и взаимодействие с аудиторией. Хотя все же есть перечень обязательных требований от магазинов приложений, которые перекликаются между собой.
Что придется сделать для того, чтобы опубликоваться в Application Market:
- Перевести приложение на китайский язык;
По данным агентства Niko Partners, с прошлого года в Поднебесной ужесточают требования к играм и в некоторых случаях отклоняют их публикацию, если встречается английский контент.
- В обязательном порядке получить патент на интеллектуальную собственность (Copyright Certificate). Выдается он только на зарегистрированную китайскую компанию. Вы можете открыть свою фирму с директором-резидентом КНР или же воспользоваться альтернативным вариантом – работать через WinWin China.
Для заявки на патент нужно:
- Подробное описание + максимальное количество скриншотов интерфейса на китайском языке.
- Хэш-слепок (составляется из 3 000 строк кода, нужен для защиты права на ИС).
- Техническая информация о продукте и установочный файл.
- Получить лицензию ICP.
- Подключить платежные системы и рекламные сети (внедрение SDK) для Китая.
Далее список документов и лицензий отличается в зависимости от того, какой продукт планирует двигать в китайских Андроид-маркетах иностранный разработчик.
- У неигровых приложений могут запросить лицензию с учетом специфики и функционала (медицинская, образовательная или стриминг-лицензия);
- Играм без In-App Purchase, скорее всего, дадут зеленый свет без дополнительной документации. Однако могут заострить внимание на изменениях внутри самой игры;
- При наличии внутриигровых покупок и прочей монетизации нужно будет получить ISBN-лицензию и адаптировать продукт под требования регулятора.
Китайцы реже пользуются банковскими карточками при оплате товаров и услуг. У них есть смартфоны, куда привязаны WeChat Pay или Alipay. Игры, рабочие или обучающие приложения зарубежных разработчиков без полностью китайского интерфейса, а также подключения локальных платежных систем, опускаются на дно маркета. Только вот для подключения WeChat Pay, Alipay, Tenpay или других систем, вам понадобится счет в банке и патент. Только вот нерезиденты не могут получить все это без местного партнера.
P.S. Для тех, кому важен сам процесс выхода на маркеты – более подробно об этом можно почитать здесь и здесь.
Совершенно ничего не знаете о сторах в КНР, а только воодушевлены успехом других на китайском рынке? WinWin China с радостью поможет пройти непростой путь от пункта А (ничего не знаю, но хочу зарабатывать) до пункта Я (ура, меня опубликовали и идут органические установки китайскими потребителями).
Только в теории продвижение на площадках Поднебесной – легко и просто. В действительности без китайской фирмы или проводника, который поможет вытянуть максимум из Application Stores, вы будете двигаться, как по минному полю.
Наша команда помогает правильно собрать документы, избежать возможных рисков и вытягивать платежеспособную аудиторию при помощи грамотного ASO (App Store Optimization) и/или только за счет правильного выбора маркетов.
Альтернативы Google Play и App Store или как живет Китай без Google Play
Альтернативные сторы не столь популярны в России, но являются неотъемлемой частью китайского мобильного рынка, где Google Play заблокирован. Глядя на Андроид, некоторые китайские компании запустили собственные iOS сторы. При этом устанавливать игры и приложения с таких сторов можно и на обычные iPhone (не Jailbreak). Это одна из особенностей, которую было бы неплохо распространить по всему миру, ведь монополия официальных сторов это не есть хорошо. На российском рынке альтернативный стор запустил пока только Яндекс. Но его доля очень маленькая, поэтому его пока сложно назвать конкурентом Google Play. Возможно в будующем ситуация изменится, в первую очередь за счет выхода китайских сторов на другие рынки, так например уже многие слышали про приложение – Mobogenie. Но мы решили разместить более полный список альтернативных приложений, которые существую на сегодняшний день.
Китайские сторы:
Anzhi – известный также как GoAPK. Один и замых популярных сторов в Китае.
Camangi – этот стор популярен среди владельцев телефонов с большим разрешением экрана.
China Mobile Markete – магазин приложений одного из самых крупных мобильных операторов Китая.
MaoPao – один из самых больших кросс-платформенных сторов. Поддерживает iPhone и Android.
360 Market – самый крупный стор от разработчика самого популярного в Китае антивируса 360 Security. В стор загружено более 115,000 приложений.
91 HiAPK – основной стор, который предустанавливается на китайские телефоны. По данным самого стора, его аудитория насчитывает 100 миллионов пользователей.
Xiaomi – стор от очень успешного производителя телефонов. На сегодняшний день пользовательская база составляет уже более 10 млн. человек.
D.cn – поддерживает как Андроид, так и iOS.
GFan – Андроид стор с 12 млн. регистраций, активных пользователей около 1 млн.
Baidu – стор от самой популярной поисковой системы в Китае – Baidu. По сути является лишь агрегатором приложений с других альтернативных магазинов.
Tencent App Gem – стор от одной из самых крупных IT компаний в Китае.
Wandoujia – еще один очень крупны стор для Андроида.
Liqucn – поддерживает как Андроид, так и iOS.
Eoemarket – работает как агригатор самых популярных приложений с других сторов.
91Market – один из самых крупных сторов в Китае.
iiApple — один из самых крупных сторов для iOS.
Глобальные сторы:
1Mobile – один из самых крупных альтернативных сторов, который представлен на глобальном рынке, есть поддержка русского языка. В сторе уже более 500,000 приложений.
Android Pit – глобальный Android стор от немецких разработчиков, который создавался как web-cайт про Android.
Android Tapp – специализируется на качественных платных приложениях.
AppsLib – стор специализирующийся на планшетах.
Codengo – агрегатор альтернативных сторов.
SlideMe – глабальный стор, который предустанавливается на смартфоны.
mobile9 – стор с аудиторией в 40 миллионов пользователей. Согласно информации разработчика, ее основными рынками является Индия и США.
GetJar – крупнейший альтернативный стор в мире.
Opera Store/Handster – крупный, глобальный стор от известного браузера.
9Games – топовый стор от известного разработчика мобильного браузера, компании UC Web.
Сторы от Вендоров:
Amazon Appstore – самый крупный альтернативный стор в США и Европе.
Dell Mobile Application Store – магазин производителя Dell.
LG Smart World – магазин приложений от LG.
Motorola – магазин приложений от Motorola.
Samsung Apps – магазин приложений от Samsung.
Lenovo App Store – магазин приложений от Lenovo.
DoCoMo Market – магазин приложений от японского вендора Docomo.
Tegra Store – стор от компании Nvidia. Предустанавливается на планшеты Tegra.
Локальные сторы:
Yandex.Store – магазин приложений от Yandex.
Aircell PocketApps – магазин приложений индийского оператора Aircel.
Airtel App Central – магазин приложений индийского оператора Airtel.
Apptown – стор из Нидерландов. Поддерживает Android, Windows и iOS (Jailbroken).
Appvisor – стор шведского оператора связи Swisscom.
AppZone – стор индонезийского оператора связи Telkomsel.
AT&T – магазин приложений оператора AT&T в США.
MTN Congo – лидер в Западной Африке. Подписчиков около 3 млн.
MTN Nigeria – лидер в Нигерии с аудиторией в 47 млн. подписчиков.
T-Store – мобильный стор с Южной Кореи от оператора SK Telecom.
Список сторов является не полным. Если вы знаете хорошие сторы, которые не были упомянуты в данной статье, пожалуйста, укажите их в комментариях.
Материал был взят со статьи Jamie Giggs – The Ultimate App Store List
- Альтернативные сторы
- Google Play
- Yandex Store
- App Store
- продвижение мобильных приложений
- продвижение игр
- мобильный рынок Китая