Что же такое «Модель предметной области»?
Сегодня зашел в канал #school в русскоязычном GoCommunity в Slack и обнаружил там один интересный диалог. Данный диалог навел меня на некоторые мысли относительно того, как коллеги интерпретируют понятие “модель предметной области (домена)”.
Как оказалось, существует достаточно много неверных или не совсем точных, а иногда совсем неточных интерпретаций данного термина, что по сути искажает его. Вокруг этого диалога и родилась идея данной статьи. Подробности под катом.
Вопрос об архитектуре.
Итак, разработчик задал в сообществе следующий вопрос:
Подскажите как правильно архитектуру делать, вот допустим я сделал табличку в базе, попросил реформ сгенерировать мне реформ модель, могу я в своем приложении эту модель как домен модель использовать, или лучше создать свою домен модель и сделать адаптер который будет выдавать мне именно мою доменнную модель создавая ее из модели реформа?”
На который другим программистом был дан следующий ответ:
Самое простое — архитектура с анемичной моделью. это когда модель DB = модель домена = модель ответов API. rich domain model — редкий зверь и обычно вырождается в анемичую. Под анемичной подразумевается DTO структура. обычный набор аттрибутов(полей) без методов. Логика вырождается в набор функций, оперирующих такими dto. Фаулер временами считает такую архитектуру антипаттерном. Но потом хорошим микросервисным решением, и.т.д
Прочитав это, я вдруг понял, почему вокруг так много споров в организации слоя бизнес-логики, и почему у многих не получается применять на практике такие подходы как Clean Architecture и т.п. Ведь что значит “архитектура с анемичной моделью”?
Если вы попробуете найти такое понятие в сети, вы его скорее всего не обнаружите, потому что такой архитектуры нет. Есть понятие “AnemicDomainModel”, и если обратится к тому же Фаулеру, окажется, что это просто процедурный подход к созданию архитектуры приложений (привет Fortran, ALGOL, COBOL, BASIC, Pascal и C). Это в сущности и есть то, что автор ответа называет “архитектура с анемичной моделью”.
Модель предметной области (домена).
Далее возникает следующий вопрос, а является ли “анемичная модель” моделью по сути? Я думаю, нет, и вот почему.
Правда заключается в том, что модель предметной области — это не модель данных, в отличие от “модели БД” или “модели ответа API”. Модель предметной области, имеет вполне конкретное определение. Тем более неправильно мешать ее с моделью БД, которая по сути является моделью данных.
Когда речь идет о модели предметной области, имеется ввиду именно концептуальная модель. А это совокупность понятий предметной области и отношений между ними (т.е. совокупность поведения и данных). В целом главной чертой, отличающей одну модель предметной области от другой, является именно набор бизнес-правил.
Да, концептуальная модель может работать с данными, которые представлены в разном виде (данные из БД или ответы API), но суть от этого не изменится, первостепенно поведение. Мы передаем на вход модели данные, чтобы получить определенный результат на выходе. Этот результат достигается с помощью реализации бизнес-логики внутри модели (другими словами применения бизнес-правил). Я нахожу здесь аналогию с математическими моделями и моделированием технологических процессов (привет студенческие годы).
Чем чревата подмена понятий?
Когда вы называете структуры данных “моделью домена”, вы вольно или нет подменяете понятия. Это приводит к тому, что зачастую бизнес-логика размазывается по всему приложению. На самом деле, моделью предметной области в таком случае является тот самый размазанный набор функций, оперирующий структурами данных.
В случае разработки средних и больших приложений, непонимание или смешивание этих понятий, как правило, приводит к ряду проблем и вопросов уже на старте разработки системы, не говоря уже о долгосрочной поддержке. Среди них, к примеру, встречаются такие распространенные вопросы как:
- «- Где валидировать данные?»
- «- Как избежать циклических зависимостей?»
- «- А является ли “это” бизнес логикой вообще?»
- «- А где у нас хранится бизнес-логика?»
- и т.п.
Если вернуться к тому, что диалог о моделях предметной области возник в Go комьюнити, я бы сказал так. В силу того, что Go является мультипарадигменным языком и поддерживает ряд наиболее удачных ООП концепций (Композиция, Интерфейсы), не стоит игнорировать их при моделировании предметной области и писать код исключительно в процедурном стиле, как будто вы работаете с BASIC или С.
Правильно интерпретируя понятие “модель предметной области” становится вполне очевидно, почему зачастую принято выделять бизнес-логику в отдельный слой. Так же становится понятно, каким образом можно выделить этот самый слой и реализовать Clean Architecture или любую другую ее вариацию. Выделяя отдельный слой, мы по сути создаем библиотеку, которая реализует концептуальную модель в виде программного кода. Как результат, бизнес-логика становится инкапуслирована в рамках этой библиотеки, а не размазана по всему приложению (как при чистом процедурном подходе).
Конечно, понимание этих концепций не избавит вас от ошибок при проектировании, не сделает из вас идеального разработчика или системного архитектора и не научит делать все правильно с первого раза. Здесь важна не только теория, но и практика. Тем не менее, как только вы правильно поймете концепции и интерпретируете определения, многие вещи станут для вас на порядок очевиднее и проще.
Подведем итоги.
- Не корректно называть «данные» моделью предметной области.
- Модель предметной области — это концептуальная модель, которая включает в себя как поведение, так и данные. Она может быть инкапсулирована в отдельный слой, а может быть размазана по всему приложению.
- “Архитектура с анемичной моделью” не что иное как процедурный подход к созданию архитектуры приложений в котором модель предметной области размазана по всему приложению
Всем добра! Спасибо за внимание.
PS. Буду рад выслушать конструктивную критику, а так же ваше видение того, что такое «модель предметной области». Ссылки на первоисточники приветствуются.
UPD: Статья не является попыткой вольной интерпретации понятия «модель предметной области» и вкладывания в это понятие одному мне известного смысла. Я хочу донести вот что: Смысл в данное понятие давно вложен, и оно подробно описано в книгах и статьях по ComputerScience. Статья является попыткой донести до коллег по цеху важность правильного восприятия этих самых концепций не искажая их смысл (Это важно, потому что на практике позволит писать более осмысленный код).
UPD2: Я не enterprise-архитектор теоретик. Я такой же практикующий разработчик как и вы. Я пишу код каждый день и рассуждаю об этих вещах с целью сделать свой код лучше, а заказчиков счастливее. Если на ваш взгляд, я исказил первоначальный смысл, поделитесь ссылками на первоисточники а так же укажите, где я выразился некорректно, так чтобы я смог это исправить.
UPD3: Т.к. многие интерпретируют термин «предметная область» по разному, привожу некоторые примеры предметных областей, чтобы не было путаницы и подмены понятий. Предметная область всегда зависит от того, какую проблему вы решаете с помощью разработки приложения:
- Бронирование билетов (Если вы разработчик систем бронирования)
- Банкинг (Если вы разработчик банковских приложений)
- Операционные системы (Если вы разработчик разработчик ОС)
- Управление облачной инфраструктурой (Если вы разработчик k8s)
- Виртуализация (Если вы разработчик Docker)
- Мониторинг производительности (Если вы разработчик Prometheus/Grafana)
- ооп
- процедурное программирование
- go
- golang
- совершенный код
- бизнес-логика
- архитектура приложений
- Анализ и проектирование систем
- Совершенный код
- ООП
- Go
Объект и предмет исследования в дипломе
Непростая задача для любого студента — формулировка объекта и предмета дипломного проекта. Однако без основных данных научный труд теряет смысл и не допускается до защиты. Необходимо четко, кратко и осознанно сформулировать объект исследований, в чем помогут простые советы опытных специалистов.
Что такое объект исследования в дипломе
Объект в рамках дипломного проекта представляет собой абстрактное и широкое понятие. Данный параметр шире, чем тематика научного исследования, определяется отдельно взятой сферой деятельности или областью знаний. Объектом называется явление, изучаемое не только локально, но и в широких научных кругах, объединяемое множество предметов для отдельного исследования.
Исследователь обращает внимание на абстрактную научную категорию или, по-другому, объект научных изысканий. Он может быть представлен в виде:
- какого-либо свойства или отношения;
- области, процесса изучения;
- деятельности людей;
- личностных особенностей.
Исходя из правильного выбора основного понятия, студент выстраивает структуру дипломного проекта. Данный параметр научного исследования обязательно отражается во введении. Это один из ключевых моментов, на который аттестационная комиссия обращает внимание в первую очередь.
Что такое предмет исследования в дипломной работе
После того, как удалось выявить объект исследования, следует приступить к определению предметов научного труда. Предмет представляет собой более узкое и конкретное понятие. Он является одной из сторон основного понятия дипломной работы, которая анализируется и исследуется в процессе научных изысканий. Предмет отражает специфические проявления объекта. К ним относятся:
- индивидуальные параметры;
- качественные характеристики;
- свойства.
Объект служит первичным параметром, а предметная характеристика — вторичным. Такая классификация позволяет рассмотреть актуальный вопрос с разных сторон, не вдаваясь в масштабное изучение всей научной области знаний.
Как правильно определить объект и предмет
Грамотно расставить приоритеты и определить основные характеристики исследования необходимо для достижения достойного результата при выполнении дипломного проекта. Сформулировать основные понятия научных изысканий непросто. Следует обратиться за консультацией к научному руководителю, а также внимательно изучить методические рекомендации к написанию диплома. Первые вопросы, которые необходимо задать себе:
- о чем исследование;
- что изучает дипломная работа в целом.
Нередко в формулировках объекта можно встретить слово «совокупность». К примеру, совокупность правил английского языка в работах учащихся филологического факультета. Для обозначения предметной характеристики следует понять, что именно предстоит исследовать, определить ключевой аспект дипломного проекта. Предмет перекликается с тематикой исследования, а также определяется проблематикой и актуальностью темы.
Как написать объект и предмет
Введение отражает суть исследования. Для оформления одного из главных разделов дипломной работы следует руководствоваться методическими указаниями конкретного учебного заведения. Структура вводной части содержит следующие аспекты:
- актуальность темы;
- цель;
- задачи;
- объект;
- предмет.
Объем текста с описанием объекта и предмета дипломной работы, как правило, составляет половину страницы формата А4 печатного текста. Допускается оформление данного блока вводной части в виде отдельного пункта с подзаголовками «Объект/предмет дипломной работы». Также можно выделить тематический материал с помощью обособленных абзацев. В первую очередь следует обозначить объект исследования, а затем — предмет.
Некоторые студенты стараются написать введение с указанием основных параметров работы, включая объект и предмет, до того, как сформирована основная часть диплома. Однако в процессе научных изысканий может оказаться, что исследование выходит за рамки, установленные в самом начале работы. В этом случае придется исправлять вводную часть. Наиболее эффективным решением станет составление плана, согласование его с научным руководителем, написание основных глав дипломной работы, составление введения на основе имеющихся данных.
Шаблонные фразы и клише
Грамотно сформулировать и изложить мысли студентам при написании дипломного проекта помогут стандартные фразы. Речевые клише используются повсеместно для того, чтобы облегчить процесс написания текста и структурировать логику работы. Вот несколько примеров фраз, которые целесообразно использовать при написании вводной части диплома, включая описание объекта и предмета исследования:
- На начальных этапах исследование интересно по нескольким причинам…;
- Первостепенное значение для достижения цели дипломной работы имеет…;
- Изучение. служит исходным моментом в исследовании…;
- В качестве исходного пункта в аналитической части работы обоснованно используется …;
- Основные концептуальные положения теории позволили исследовать…;
- Новая область изысканий представлена…;
- Предмет исследования привлекает внимание в аспекте проблематики дипломной работы по причине…;
- Предметы работы наиболее эффективно отражают специфику объекта исследования…
Взяв на вооружение грамотно сформулированные клише, студенту будет намного проще изложить свои мысли научным языком. Грамотная формулировка информации позволит максимально точно донести суть дипломного проекта до аттестационной комиссии. Такой критерий, как четкое и лаконичное изложение проблематики, целей, задач, объекта и предмета, служит залогом успешной защиты диплома.
Объект и предмет исследования в дипломе: пример
Правильно определив объект исследования, можно открыть множество вариаций для дальнейших научных изысканий. Обозначив наиболее уязвимую и мало изученную область профессиональной деятельности, легко сформулировать предмет дипломной работы. Такой подход позволит в короткие сроки найти необходимые ресурсы для реализации проекта, систематизировать данные и представлять результаты работы. Четкое понимание основы исследования поможет сформулировать план действий, написать диплом и успешно защитить его перед комиссией.
Нередко из-за отсутствия времени и знаний студенты испытывают сложности в самостоятельном оформлении дипломной работы. В таком случае следует обратиться к специалистам сервиса Феникс.Хелп. Профессиональные эксперты ответственно отнесутся к решению проблем любой сложности, найдут индивидуальный подход к каждому студенту и предоставят в короткие сроки результат, который обязательно оправдает ожидания клиента.
- Написание/редактура
- Оформление работ
- Подготовка к тестам, экзаменам, зачетам
Как определить объект и предмет в курсовой работе?
Образовательная программа высшего учебного заведения предполагает написание курсовой, представляющей собой творческую, научную работу исследовательского характера по определенной теме.
Курсовая: что представляет собой квалификационный труд
Курсовик — это самостоятельный труд студента, требующий серьезного и ответственного подхода. В процессе его выполнения, учащийся приобретает ценные навыки работы с различной литературой — учебной. научной. методической, а также овладевает методами научного исследования. Студент учится обрабатывать, обобщать, анализировать информацию, решать, на основе полученных теоретических знаний, практические задачи. Написание курсовой работы расширяет кругозор студента, развивает его творческое мышление. Курсовая работа пишется на завершающем этапе изучения определенной дисциплины. По качеству ее выполнения, можно судить о том, насколько хорошо учащимся был усвоен теоретический курс. Выполнение курсовой работы способствует закреплению, углублению теоретических знаний. Она ложится в основу подготовки, в будущем, выпускной квалификационной работы. К самостоятельному исследованию учащегося предъявляется ряд требований. Курсовик должен характеризоваться критическим подходом к изучению научных источников, иметь уникальность не менее семидесяти процентов. Студент обязан соблюдать требования логического, четкого, ясного изложения материала. В курсовой работе доказательная база иллюстрируется, дополняется вспомогательными материалами — графиками, таблицами, диаграммами, рисунками, схемами и т.д. Оформляется курсовая работа в соответствии с ГОСТом. Она завершается конкретными рекомендациями, выводами по теме исследования. Создание курсовой работы начинается с плана, структуризации. Курсовик предполагает разработку введения, в котором автор делает акцент на актуальности темы, формулирует цели и задачи, объект и предмет исследования. Во введении обучающееся лицо также описывает методологическую базу исследования.
Что такое объект и предмет курсовой работы
От правильной формулировки структурных элементов курсовой, в частности объекта и предмета исследования, зависит успех работы в целом. Под объектом подразумевается область деятельности, явление, существование которого не зависит от человеческого сознания и порождает проблемную ситуацию. Что касается предмета, то это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Определение объекта, предмета — труднейший момент написания курсовой работы. Грубейшая ошибка, допущенная студентом в данном вопросе, может стать причиной неудовлетворительного оценивания преподавателем. В отличие от предмета исследования, объект — явление более широкое, характеризующееся несколькими гранями для исследования. Объект является определенной частью научных знаний, подвергающейся исследованию. Предмет — это область знаний, заключенная в границах объекта. Это конкретный аспект проблемы. При рассмотрении предмета, автор познает целостный объект, обозначает, выделяет его характерные свойства. Следует отметить, что предмет исследования зачастую близок с темой, выбранной студентом, курсовой работы, а иногда с ней совпадает. Объект можно охарактеризовать как многогранное понятие. Предмет — вторичный, поскольку в нем выделяются, свойственные объекту, черты, признаки, конкретные свойства. Правильное определение студентом предмета и объекта исследования, позволяет судить об уровне его компетентности, о качестве научной квалификационной работы в целом.
Как определить объект и предмет курсовой работы?
Чтобы выделить объект и предмет правильно, следует проанализировать тему и цель запланированного исследования, определить конкретную область темы исследования, которая и будет объектом. Чтобы определить предмет исследования, стоит задать себе вопрос — что конкретно, какие закономерности, взаимосвязи, явления подлежат изучению. Уточнение области исследования поможет определить его предмет. Объект и предмет исследования в курсовой работе являются важными элементами квалификационного научного труда. От их грамотной формулировки зависит успех курсовой работы. Дабы понять, что такое объект и предмет курсовой работы, пример можно привести следующий. Если тема курсовой работы по информатике касается основных принципов функционирования электронной почты, то объектом исследования будет электронная почта, а предметом – основные принципы ее функционирования.
Что такое предметная область примеры
4.6. Основы проектирования баз данных
Перед началом детального обсуждения способов проектирования баз данных необходимо отметить, что любая база данных является составной частью некой информационной системы (ИС), которая подразумевает не только хранение данных, но и их обработку. Поэтому, проектированию данных всегда сопутствует (а чаще предшествует) проектирование алгоритмов их использования. Здесь мы рассмотрим все этапы проектирования информационной системы: от функционального моделирования предметной области, до построения структуры реляционной базы данных.
Этапы проектирования баз данных. Предметная область – часть реального мира, подлежащая изучению с целью организации управления и, в конечном счете, автоматизации. Предметная область представляется множеством фрагментов , например, предприятие — цехами, дирекцией, бухгалтерией и т.д. Каждый фрагмент предметной области характеризуется множеством объектов и процессов , использующих объекты, а также множеством пользователей , характеризуемых различными взглядами на предметную область.
В теории проектирования информационных систем предметную область (или, если угодно, весь реальный мир в целом) принято рассматривать в виде трех представлений:
- представление предметной области в том виде, как она реально существует;
- как ее воспринимает человек (имеется в виду проектировщик базы данных);
- как она может быть описана с помощью символов.
Т.е. говорят, что мы имеем дело с реальностью, описанием (представлением) реальности и с данными, которые отражают это представление.
Данные, используемые для описания предметной области, представляются в виде трехуровневой схемы (так называемая модель ANSI/SPARC) (рис.4.8).
Внешнее представление (внешняя схема) данных является совокупностью требований к данным со стороны некоторой конкретной функции, выполняемой пользователем. Концептуальная схема является полной совокупностью всех требований к данным, полученной из пользовательских представлений о реальном мире. Внутренняя схема — это сама база данных.
Рис. 4.8. Трехуровневая схема представления данных.
Отсюда вытекают основные этапы, на которые разбивается процесс проектирования базы данных информационной системы:
- Концептуальное проектирование — сбор, анализ и редактирование требований к данным. Для этого осуществляются следующие мероприятия:
- обследование предметной области, изучение ее информационной структуры;
- выявление всех фрагментов, каждый из которых характеризуется пользовательским представлением, информационными объектами и связями между ними, процессами над информационными объектами;
- моделирование и интеграция всех представлений.
По окончании данного этапа получаем концептуальную модель, инвариантную к структуре базы данных. Часто она представляется в виде модели «сущность-связь».
- Логическое проектирование — преобразование требований к данным в структуры данных. На выходе получаем СУБД-ориентированную структуру базы данных и спецификации прикладных программ. На этом этапе часто моделируют базы данных применительно к различным СУБД и проводят сравнительный анализ моделей.
- Физическое проектирование — определение особенностей хранения данных, методов доступа и т.д.
Различие уровней представления данных на каждом этапе проектирования представлено в следующей табл.4.2.
Инструментальные средства проектирования баз данных. Во многих случаях эффективную базу данных не удается построить вручную. Это объясняется следующими причинами:
- не обеспечивается достаточно глубокий анализ требований к данным;
- большая длительность процесса структурирования;
- трудность учета и согласования изменений, сделанных в системе несколькими разработчиками;
- ограничения сроков на разработку системы и т.д.
При разработке крупных баз данных происходит концентрация сложности на начальных этапах (анализ требований и проектирование спецификаций системы), в то время как сложность и трудоемкость последующих этапов остается относительно невысокой. Для преодоления сложностей начальных этапов разработки предназначен структурный анализ — метод исследования, которое начинается с общего обзора системы и затем детализуется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней. На каждом уровне рассматривается ограниченное число элементов (обычно от 3 до 6 — 8), каждый из которых в свою очередь может быть декомпозирован на составляющие детали на следующем уровне. При этом соблюдаются строгие формальные правила записи информации (обычно используются диаграммы различных типов).
Различие уровней представления данных
на каждом этапе проектирования